20 июля 2001г. в Баренцовом море с российского атомного подводного крейсера «Борисоглебск» был произведен запуск баллистической ракеты «Волна». На суборбитальную траекторию в сторону Камчатки был выведен космический аппарат «Космос-1». Так началось практическое осуществление одного из ранее считавшихся фантастических проектов космических путешествий.
Подводный крейсер «Борисоглебск» относится к классу подводных лодок «Кальмар», проект 667 БДР. По классификации НАТО — «Delta-3». Ракета «Волна» — конверсионная модификация боевой морской межконтинентальной ракеты РСМ-50. По классификации НАТО — СС-18. Ракета весит около 36 т, имеет длину 13.6 м и диаметр 1.8 м. В данном конкретном случае мы имеем пример конверсионного использования ракетного комплекса на подводных лодках Д-9Р.
Использованию ракеты РСМ-50 для запуска космического аппарата способствовали отличительные особенности ее конструкции. Ракета могла комплектоваться тремя типами головных частей: моноблочной, трех- и семиблочной, при этом, наличие на боевой ступени ракеты двигательной установки и астронавигационной системы управления давало возможность точного вывода головной части в заданною точку траектории околоземного космического пространства.
Некоторое удивление вызывает наименование космического аппарата «Космос-1». В практике идентификации космических объектов не принято давать одни и те же наименования двум объектам, тем более принципиально различных проектов. Искусственный спутник «Космос -1» был запущен в СССР 16 марта 1962г. и положил начало серии «Космос». Поэтому странно, что в 2001г. спутнику также дали наименование «Космос-1».
Космический аппарат был разработан в Научно-исследовательском Центре им. Бабакина. Основная цель проекта, который получил название «Солнечный парус», исследование эффективности солнечного ветра, представляющий из себя поток частиц, летящих от Солнца, с точки зрения межпланетных полетов. Аппарат состоит из двух 15-ти метровых полотнищ из тонкого пластика, укрепленных на каркасе из надувных мачт. При конструировании использовался опыт создания незадолго до этого разгонного блока «Фрегат». Световое давление, открытое русским физиком П.Н. Лебедевым (1966-1912) еще в 20-х годах прошлого века, способно разогнать такой парусник до больших скоростей в безвоздушном пространстве. Скорость этих корпускулярных потоков огромна — 400-500 км/сек., т.е. около 2-х миллионов км/час. Периодически, в зависимости от активности Солнца скорость солнечного ветра то увеличивается, то уменьшается. Таким образом, к энергетике гравитационных полей можно дополнить энергетику солнечного ветра. Специальные эксперименты по изучению солнечного ветра проводились на нашей АМС «Марс-3» и спутниках «Прогноз».
Первоначально старт планировался на апрель 2001г., однако при погрузке на подлодку в Североморске аппарат был поврежден и отправлен на ремонт. Старт состоялся 20 июля 2001г. Ракета вывела в космос аппарат, но, по неизвестным причинам, отделения от последней ступени не произошло и, по предположениям, вместе с головной частью аппарат упал на Камчатке и не был найден. Как сообщила пресса, работы по проекту «Солнечный парус» будут продолжены. Одновременно будут продолжены работы по совершенствованию запуска космических аппаратов с подводных лодок.
10 сентября 2006г. с борта российской атомной подводной лодки «Святой Георгий Победоносец», находившейся в акватории Тихого океана (район о. Симушир), осуществлен пуск баллистической ракеты морского базирования РСМ-50 по полигону Кижа в Архангельской области. Пуск успешный — два головных блока ракеты поразили цели на полигоне.
9 июля 2007г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ о принятии на вооружение ВМФ нового ракетного комплекса «Синева», разработанного ГРЦ. Этим подтверждена высокая надежность создаваемой ГРЦ ракетной техники, являющейся на сегодняшний день основой морских стратегических сил Российской Федерации. К середине 2007г. перспективы комплекса «Булава» были не совсем ясны, в связи с чем отечественная промышленность вернулась к производству БР Р-29РМ, но уже в усовершенствованном варианте «Синева». Работы велись под руководством Д. Дегтяря – генерального конструктора «КБ им. Академика В.П. Макеева».
«Синева» является глубокой модернизацией отлично зарекомендовавшей себя ракеты Р-29РМ и предназначена для 6 оставшихся в составе отечественных АПЛ пр. 667БДРМ.
Краткие тактико-технические данные ракеты Р-29РМ: длина — 15.3 м, диаметр — 1.9 м, вес — 40.3 т, тяга двигателя — 98 тс, дальность -10000 км и максимальное отклонение — 250 м. (М.Д. Евтифьев. – Третьи уткинские чтения, СПб, 2007г.)
Фото полета ракеты «Синева» с сайта Радио «Маяк» (27.07.2007) с комментариями эксперта Центра анализа стратегий и технологий А. Фролова, что ракета «Синева» является модификацией ракеты Р-29
На последней фотографии изображен полет РН "Зенит-2". Это видно по белому окрасу самой ракеты и красно белому окрасу головного обтекателя. Да и факел состоит из четырех струй, а у Синевы — однокамерный маршевый двигатель.