Яндекс.Метрика

Ракета подводного флота США «Polaris»

         В 1949–1953г. при создании первой атомной подводной лодки SSBN 571  «Nautilus» прорабатывался вопрос использования баллистических ракет на  подводных лодках. Только к 1956–1957г. выработалось окончательное решение.  Начало летных испытаний ракеты для подводных лодок, получившей наименование «Polaris–А1» относятся к  сентябрю  1958г. 19 января 1959г. был произведен первый  старт cо стенда. Программа отработки предусматривала отработку всего комплекса с атомной подводной лодкой «George Washington» SSBN 598. 12 апреля 1959г. был произведен успешный пуск  с лодки, находившейся в надводном положении, а  20 июля 1960г. был произведен первый в мире пуск баллистической ракеты с борта подводной лодки из–под воды. Это произошло за 50 дней до нашего первого пуска из-под воды ракеты  Р-21 —    10 сентября 1960г.   Всего было осуществлено 42 испытательных запуска «Polaris А1». 5 ноября 1960г. ракетный комплекс «Polaris А1» – АПЛ типа «G. Washington» был принят на вооружение. Лодка имела 16 ракет.  К 1963г. на вооружение находилось уже  10 лодок этого типа с 160 ракетами на борту.

Ракета «Polaris А1» – двухступенчатая ракета с последовательным расположением ступеней. Корпуса двигателей несущей конструкции изготовлены из специальной  стали. На первой и второй ступенях расположены четыре подвижных сопла с поворотными дефлекторами, обеспечивающие управление полетом на активном участке траектории. Твердотопливные двигатели использовали смесевое топливо, состоящего из перхлората аммония и полиуретана со специальными компонентами. Двигатель второй ступени для обеспечения различной дальности  имел устройство отсечки тяги. Система управления на активном участке инерциальная. Точность  в пределах  до 3.7 км. Моноблочная отделяющаяся головная часть  Мк1  оснащена была ядерным устройством W – 47  мощностью 600 кт.

Ракета подводного флота США «Polaris»

Баллистическая
средней дальности ракета «Полярис».

     Тактико-технические данные  ракеты  «Polaris А1»

Стартовый вес            (т)                                              16.9

Длина                           (м)                                                9.4

Диаметр                       (м)                                                1.37

Тип двигательной установки                                      РДТТ

Количество  ступеней                                                  2

Вид системы управления                                            Инерциальная

Вид головной части и тип заряда                               MRV ( W-47)                                     Мощность                     (Мт)                                            0.8

Максимальная дальность  стрельбы ( км )            2000 — 2200

Вид старта                                                                       Подводный

Количество ракет на лодке                                            16

 

 

На ракете «Polaris А1» отрабатывался механизм запуска ракеты из-под воды, который впоследствии, с некоторыми техническими модификациями, использовался на всех ракетах подводного флота. Перед стартом лодка подвсплывала на глубину около 30 м. После включения системы пуска подключалась ЭВМ, которая в дальнейшем обеспечивала автоматизированный пуск. Давление в шахте выравнивалось с забортным, затем открывалась прочная крышка шахты и доступу забортной воды препятствовала относительно тонкая (несколько мм) пластичная мембрана. Ракета  «Polaris А1»  выбрасывалась из шахты сжатым воздухом, который под давлением 315 атм. хранился на лодке в двух шар-баллонах  общим объемом 14–15 м 3. С ускорением около 10g  и скоростью 45 – 50 м/сек.  ракета в неуправляемом режиме выбрасывалась из воды, на высоте 10–30 метров над водой включался двигатель первой ступени.    После отключения двигателя первой ступени на высоте около 20 км  включалась вторая ступень, и ракета выходила на траекторию к цели. Ракета находилась в эксплуатации до середины 1960 годов. Тактико-технические данные и конструктивные характеристики  ракеты  «Polaris А1» обычно рассматриваются как базовые для показа прогресса процесса совершенствования баппистических ракет подводного флота США.  Необходимо отметить, что на этом первом этапе создания межконтинентальных стратегических сил ВМФ отрабатывались не только технические решения, но формулировались технические требования, как к самой ракете, так и к лодкам, т.е. всему комплексу в целом.

 

«Polaris А2»

Второй этап проекта «Polaris» — создание комплексов с ракетой «Polaris А2».  После проверки основных конструктивных и технологических решений по созданию ракетных комплексов со стартом из-под воды баллистической ракеты,  по результатам  начала эксплуатации ракет и лодок,  начался этап опытно-конструкторских работ по их дальнейшему совершенствованию. Была поставлена цель — получить наиболее оптимальную конструкцию межконтинентальной баллистической ракеты с перспективой заменой всех армейских ракет шахтного базирования. Необходимо отметить, что на втором этапе ракета модифицировалась для лодки,  целенаправленно создававшейся как носитель баллистических ракет, а не переоборудованной, как это было на первом этапе. Летно-конструкторские  испытания  «Polaris А2»  начались 11 ноября 1960г.  и продолжались до  26 июля 1962г.  Из 28 пусков 19 были успешными, а 6  — частично успешными.

Основные отличия «Polaris А2» от «Polaris А1» связаны с внедрением новых технологий, направленных на уменьшение веса конструктивных элементов и увеличение веса  твердого топлива. Длина второй ступени была большей длины, и её корпус вместо стального был выполнен из стекловолокна. Первая ступень еще имела стальной корпус. Четыре сопла были выполнены отклоняющимися. Устройство отсечки тяги позволяло менять дальность стрельбы. Система управления не менялась, поэтому  точность ещё оставалась низкой (КВО более 1.5 км), но  дальность увеличилась на 600 км.

Ракета подводного флота США «Polaris»

Ракета подводного флота США «Polaris»

 Снаряд «Поларис» А-2.

(ЕЖБСЭ 1961г)

    Тактико-технические данные  ракеты  «Polaris А2»

Стартовый вес            (т)                                              14.5

Длина                           (м)                                                9.4

Диаметр                       (м)                                                1.37

Тип двигательной установки                                      РДТТ

Тяга двигателя             (т)

Количество  ступеней                                                  2

Вид системы управления                                            Инерциальная

Вид головной части  и тип заряда                            Мк1 (mod2),W-47

Мощность                     (Мт)                                           0.6

Максимальная дальность  стрельбы ( км )               2800

Точность ( КВО)           (км )                                           1

Вид предстартовой подготовки                                  Автоматизированный

Вид старта                                                                       Подводный

Количество ракет на лодке                                            16

 

Изменениям подверглась головная часть. Мощность головной части Мк1 модификации 2  — около 600 кт, а модификации 3 около 800 кт. Оставалась возможность использовать головную часть «Polaris А1».

6 мая 1962г. с американской  атомной подводной лодки «Этан Ален» из подводного положения был произведен запуск ракеты «Polaris А2» с атомной боеголовкой на расстояние около 200 км. Это был первый в мире атомный взрыв, осуществленный с использованием  ракеты, запускаемой с подводной лодки в подводном положении. Так фактически появился ракетный комплекс для подводных лодок  с ракетой «Polaris» как комплекс ядерного нападения. Необходимо отметить, что первый атомный наземный взрыв, когда носителем заряда был не самолет, а ракета был произведен в СССР 2 февраля 1956г. в Аральских Каракумах.

Серия «Polaris  А2»  была  малой и рассматривалась как промежуточный вариант проверки конструкторских решений в основном на лодках. Уже в сентябре 1964г. первая лодка, вооруженная «Polaris А2», встала на перевооружение. В течение двух лет ракеты были сняты с лодок.

 

«Polaris А3»

В августе 1962г. начался третий этап программы «Polaris» UGM-27С. На этом этапе  вводятся  десятки новых конструкторско-инженерных решений, что значительно повышает эффективность комплекса и его боевые возможности. 7 августа 1962г. начались летно-конструкторские испытания ракеты «Polaris A3». В период до 20 июля 1964г. было проведено 25 пусков (по другим данным 38), а 28 сентября 1964г. ракетами была загружена АПЛ SSBN–626 «Daniel Webster».  25 декабря 1964г. SSBN-629 «Daniel  Boone» вышла в мировой океан на боевое патрулирование и «Polaris А3» была принята на вооружение. Корпуса обеих ступеней были изготовлены из стекловолокна. По новой технологии стали делать смесевое топливо. Внедрение новых материалов и освоение новой технологии позволило почти в 2 раза увеличить дальность и вес забрасываемого груза. Если двигатель первой ступени имел поворотные сопла, то на второй сопла были неподвижными, а управляющие усилия создавались впрыском фреона в закретическую часть. Фреон заправлялся и ампулизировался на заводе-изготовителе. Система управления хотя и оставалась инерциальной,  но её модернизировали, что позволило снизить КВО до 1 км, т.е. точность повысилась.

Ракета подводного флота США «Polaris»

Тактико-технические данные  ракеты  «Polaris А3» 

Стартовый вес            (т)                                              15.9

Длина                           (м)                                                9.85

Диаметр                       (м)                                                1.37

Тип двигательной установки                                      РДТТ

Количество  ступеней                                                  2

Вид системы управления                                            Инерциальная

Вид головной части и тип заряда                               МIRV ( Мк2 ), W- 58

Мощность                      (Мт)                                           3 х 0.2

Максимальная дальность  стрельбы ( км )                4600

Точность ( КВО)           (км )                                              0.9

Вид предстартовой подготовки                                  Автоматизированная

Вид старта                                                                       Подводный

Количество ракет на лодке                                            16

Необходимо отметить, что с 1956г. до 1990г. в процессе создания мощных баппистических ракет подводного флота основные усилия были направлены на  работы, которые позволили бы (при ограниченных размерах пусковых шахт -10-15 м) достичь дальности около 10 000 км при точности до 100 м и создать боевую головную часть с 10–15 боевыми головками индивидуального наведения. Чем выше точность, тем меньшей мощности заряд можно устанавливать на головке. Таким образом, основные направления модернизации ракеты «Polaris А3» были связаны с  модернизацией головной части. Основное число ракет «Polaris А3» несло моноблочную ГЧ.  В период 1966г.–1968г. началась замена  моноблочных ГЧ  на раделяющиеся, типа   MIRV Мк2, которые имели 3 боеголовки по 0.2 Мт. Эта  ракета получила наименование  «Polaris А3Т». Вскоре создается следующая модификация, в которой некоторым  некардинальным изменениям  подверглись вторая ступень и система  управления. Эту ракету назвали «Polaris А3ТК».

В соответствии соглашения между США и Англией от 1962г. Англии было передано   128 ракет «Polaris А3». Англичане в свою очередь тоже занялись модернизацией головной части. Они установили в боевой головной части шесть ядерных боеголовок индивидуального наведения мощностью каждая 0.05 Мт. Испытания англичане проводили в период  1977г.-1980г.  Первая лодка с такими ракетами «Ринау» вышла на патрулирование в 1982г.

В настоящее время остатки ракет «Polaris» используются как мишени при  отработке системы противоракетной обороны. 9 ноября 2001г. был осуществлен один из таких запусков, однако после 52 секунд полета возникла нештатная ситуация и ракета была по команде с земли взорвана.

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

− 1 = 3