1954г. Первый год после смерти И. Сталина и начало деятельности Н. Хрущева. Это период резкого обострения международной обстановки, сопровождающийся безудержными процессами испытаний и накоплением ядерного оружия. Время стратегического выбора вида носителей этого оружия. К концу 1950-х в США четко определяются для боевых ракет наземного шахтного базирования и ракет на подводных лодках твердотопливные ракеты — «Менитмен» и «Полярис». Для ракет двойного назначения с перспективой использования для космических исследований — ракеты с кислородными ЖРД («Атлас», «Юпитер», «Тор», «Титан» и ряд других). У нас, как пишет В.З. Дворкин («Так это было …» Мемуары Ю.А Мозжорина. М., 2000г.), «перспективным и стратегическим направлением в середине 1960-х в СССР было выбрано «создание ракет на основе долгохранимого жидкого топлива с высококипящими компонентами».
Вот как это начиналось. Из воспоминаний Н.С. Хрущева («Наука и Жизнь» № 10, 1997г): «Семерка» запускалась со столообразного старта. Я поставил задачу перед Сергеем Павловичем: «Если наступит кризисный момент, когда нам придется использовать ракеты, то противник не оставит нам времени на подготовку. Нельзя ли что-нибудь сделать, чтобы ракета заранее находилась в подготовленном состоянии ?» — «нет, пока мы этого сделать не можем», — ответил он… Свою мысль о необходимости держать ракеты в готовности я высказал и другим лицам. Она дошла через Устинова до Янгеля. Янгель тогда еще не находился на большой высоте. Но спустя какое-то время Устинов доложил, что Янгель берется сделать ракету моментального действия на кислоте, которая будет стоять на боевом взводе.
Я ухватился за это предложение. Вот как раз то, без чего мы не можем обеспечить оборону СССР!.. Янгель сообщил о том, как он считает возможным решить задачу постановки ракеты на боевой взвод. Королев вскоре узнал об этом. Он считал себя ведущим в ракетостроении, и вдруг за решение проблемы, от которой он отказался, берется еще не признанный конструктор? И Королев встретился со мной. «Прошу отдать эту ракету мне, — сказал он,- я сделаю ее на кислоте, и она будет стоять на боевом взводе даже без дополнительных направляющих устройств, которые выносятся за 500 км от ракеты».- «Очень хорошо, делайте, — ответил я,- но только кислородную, то есть вашу же улучшенную ракету. А передать вам ракету на кислоте, которую предложил Янгель, ему будет в обиду. Вы отказались, Янгель взялся за дело, а теперь вы хотите все забрать в свои руки. Это невозможно. Ведь идея родилась в его бюро, пусть он и решает свою проблему. Начнется соревнование: вы станете готовить ракету моментального действия на кислороде, а он – на кислоте».
Ракета Р-12 разрабатывалась С.П. Королевым в ОКБ-1 в соответствии с проектом постановления правительства и проектом ТТЗ ГАУ по теме Н2 «Исследование вариантов РДД с применением топлив на основе высококипящих окислителей».
Основные характеристики ракеты Р-12:
Максимальная дальность, км 1500
Вес ВВ, кг 1000
Тяга двигателя у земли, т 50
Удельная тяга двигателя у земли 216
Стартовый вес, т 33-35
Сухой вес, т 4,5
Система управления Радиотехническая
Компоненты топлива Тракторный бензин + азотная кислота
с оксидами азота
В 1952г. были проведены работы по обоснованию ТЗ смежным организациям и выбрана компоновочная схема ракеты. 5 марта 1952 г. выдано техническое задание ОКБ-456 на разработку двигателей.
Дальнейшие работы по ракете в ОКБ-1 были прекращены в связи с передачей темы в ОКБ-586 М. Янгелю. Проектирование ракеты Р-12 начиналось в НИИ-88 одновременно с работами по таким ракетам, как Р-11 и Р-11 ФМ в период, когда там работал и был директором М.К. Янгель (май 1952 – октябрь 1953). Согласно Постановлению Правительства от 13 февраля 1952г. все работы по Р-12 были переданы в Днепропетровск, куда и были отправлены все материалы из ОКБ-1 С.П. Королева НИИ-88.
Ракета Р-12 у музея РВСН в Перхушково
Прошло время. В начале 2002г. в США проводились испытания ракеты для подводных лодок «Трайдент 2» (4-е поколение ракеты «Полярис», первый запуск которой был осуществлен 12 августа 1959г.). Цель испытания – оценить возможность продления гарантийного срока эксплуатации «Трайдент-2» до 2042г. ( то же относится к ракете «Минитмен 3»), а многие наши ракеты типа Р-12, Р-14, Р-36 и их модификации или уничтожены, или постепенно прекращают эксплуатироваться.
А все началось 4 марта 1959г., когда ракета Р-12 была принята на вооружение, и вскоре были созданы Ракетные войска. Дальность ракеты 2000 км. Р-12 была второй ракетой на азотных компонентах топлива. Первой была ракета Р-11 и её флотская модификация Р-11ФМ. На этих ракетах были установлены двигатели А.М. Исаева, и их можно рассматривать скорее как опытно-конструкторские работы. Можно выдвинуть гипотезу, что если бы вместо азотнокислотной ракеты Р-12 была выбрана стратегия твердотопливных ракет, то и наш подводный флот имел бы свои «трайденты». Д.Ф. Уткин в том же журнале говорит в интервью, что специалисты, которые приехали в Днепропетровск от Королева и освоили серийное производство ракет Р-1, Р-2 и были знакомы с Р-5 пришли к выводу, что они могут сделать свою машину. Это Герасюта, Ковтуненко, Никитин, Будник и др. Поэтому они вышли с предложением сделать Р-12 на токсичных компонентах. Проект ракеты был хорошо проработан в НИИ-88. Оставалось только найти организацию для разработки этого проекта. Главным конструктором был назначен М.К. Янгель.
До этого в 1951г. Янгель был направлен из авиационной Академии в КБ С.П. Королева, где вначале занимался рулевыми машинками. В 1952г. стал директором головного института ракетостроения НИИ-88, а в 1954г. — Главным конструктором ОКБ в Днепропетровске. Вот что пишет В.Ф. Рахманин («Однажды и навсегда», М., Машиностроение. 1998г): «Основательно изучив ракеты, работающие на жидком кислороде, М.К. Янгель приходит к выводу о необходимости перевода ракет боевого назначения на высококипящие компоненты топлива». Лучше бы, если руководитель научно-исследовательского центра ракетостроения СССР (НИИ-88) пришел к выводу, что для военного применения перспективнее иметь твердотопливные ракеты. Ракета Р-12 начала разрабатываться в Днепропетровске еще в 1952г. с кислородным двигателем, так как там серийно изготовлялись королевские Р-1, Р-2 и Р-5.у. Новый Главный конструктор М.К. Янгель отменяет кислородный проект и договаривается с В.П. Глушко о создании двигателя на азотных компонентах.
Первый пуск ракеты Р-12 состоялся с наземного стенда 22 июня 1957г., через месяц после первого пуска королевской Р-7. Первый пуск ракеты Р-12 из шахты был осуществлен 2 сентября 1959г. на полигоне Капустин Яр. Ракета нормально вышла из шахты. Через 58 секунд потеряла устойчивость и упала в 100 км от полигона. За 10 дней до первого пуска ракеты Р-12 11 июня 1957г. американцы осуществляют первый пуск ракеты «Атлас-А». Для Королева эта ракета с дальностью 9600 км была своего рода конкурентом, поэтому уже в 1958г. Королев делает усовершенствованную ракету Р-7А с дальностью 12 000 км. Таким образом, в 1957г. СССР и Америка вступают в соревнование (гонку) за создание межконтинентальных баллистических ракет. Именно в этот момент громадные силы и средства отвлекаются на янгелевскую ракету Р-12.
Одноступенчатая ракета Р-12 внешне была похожа на Р-5. На ракете Р-12 был установлен азотнокислый двигатель РД-214, а по принципиальной конструкторской схеме, по словам Д.Т. Козлова, Р-12 имела очень много общего с королевской Р-9. Это не удивительно, т.к. основной конструкторский костяк ОКБ Янгеля состоял из королевских конструкторов ОКБ-1.
Внешне м.б. и так, но по своей конструктивной схеме Р-12 концептуально похожа на ракету Р-11. В то же время на Р-12 была использована не вытеснительная система подачи топлива, а турбонасосная.
Двигатель РД-214 с тягой около 60 на земле был не однокамерным, как у Р-11, а четырехкамерным, следовательно, на одну камеру приходилось около 15 т тяги. Ракета Р-12, как и ракета Р-11 была трехкомпонентной. Окислитель – азотная кислота АК-27П, горючее – керосин ТМ-185 и пусковое топливо – ТГ-02. Так как при самопроизвольном соединении кислота и керосин не воспламеняются, ракета Р-12 может считаться относительно безопасной.
Как пишет В.П. Глушко («Ракетные двигатели ГДЛ-ОКБ». М.: АПН, 1975г.), «двигатель РД-214 тягой 74 т в пустоте, первый в СССР мощный серийный двигатель, работающий на высококипящем азотнокислотном окислителе и продуктах переработки керосина в качестве горючего». Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что ещё в начале 1950-х годов начальник ОКБ-3 НИИ-88 Доминик Доминикович Севрук, бывший первый заместитель В.П. Глушко по работе в Казани над авиационным двигателем РД-1ХЗ, теоретически обосновал создание азотнокислотных двигателей большой мощности. Тогда же Д.Д. Севрук и А.М. Исаев вышли с предложением к В.П. Глушко, который за эти проекты назвал Д.Д. Севрука аферистом. Многие конструктивные решения, использованные в двигателе РД-214, были отработаны А.М. Исаевым при создании двигателей для ракет Р-11 и Р-11ФМ. Кроме этого, имелись данные об азотнокислых двигателях на немецких экспериментальных зенитных ракетах. Характерно, что РД-214 создавался одновременно с двигателями РД-107 и РД-108 для межконтинентальной королевской ракеты Р-7. Фактически, шла ретромодификация кислородных двигателей в азотнокислые.
В части боевого использования азотнокислых двигателей М.К. Янгель был бесспорно прав, если бы ракета Р-12 рассматривалась не как первая в целом ряде модификаций, а как временный промежуточный этап. Ракета Р-12 занимает первое место по количеству. С марта 1959г. по июль 1989г., когда она была снята с вооружения, по данным Ю.А. Мозжорина, было выпущено 2300 ракет. Последняя ракета была уничтожена в мае 1990г.
Один из ближайших соратников В.П. Глушко М.Р. Гнесин писал, что основным преимуществом ракет на азотном топливе является возможность их долгого хранения в заправленном состоянии. Однако было прекрасно известно, что по энергетическим характеристикам они уступают кислородным. Интересно, что сам В.П. Глушко при описании своих двигателей, если речь шла о каких-либо характеристиках, всегда добавлял «работающих на азотнокислом окислителе», прекрасно осознавая принципиальную разницу между энергетическими характеристиками кислородных и азотнокислых двигателей.
В результате, после перехода на создание двигателей для М.К. Янгеля, В.П. Глушко фактически прекращает разработку и создание кислородных двигателей.
В советской космонавтике складывается парадоксальная ситуация, обусловленная противоречиями того времени. С одной стороны, мы провозглашали о мирном освоении космоса, а для этого, по логике, необходимо развивать кислородные двигатели, а с другой, всю стратегию строили на двигателях с долго хранящимися компонентами. С этой точки зрения отказ В.П. Глушко создавать двигатели для лунной ракеты Н-1 выглядит абсурдом. Ракету Н-1 никак нельзя отнести к боевым и предъявлять к ней требования долгохранимости компонентов. Забегая вперед, можно отметить, что использование модификаций ракет М.К. Янгеля для космических исследований («Космос» и «Космос — 3М») было весьма ограничено.
Прошло время, и Россия вынуждена была для боевых ракет перейти на твердотопливные двигатели. Для космоса тот же В.П. Глушко при создании ракеты «Энергия» создает кислородные двигатели. Но, как пишет Б.Е. Черток, для «исправления ошибок великих» понадобилось 20 лет. А ведь с тех далеких конца 1950-х годов никаких принципиально новых открытий в ракетостроении не совершено.
Таким образом, истоки того, что многие публицисты называют катастрофическим положением нашей космонавтики, надо связывать не с серединой 1970-х годов после смерти С.П. Королева. Это связано непосредственно с инициативой М.К Янгеля и В.П. Глушко в 1954г. по выбору стратегии в направлении создания боевых ракет на азотнокислом топливе, а не на твердом. К этому необходимо добавить, что вторая половина 1950-х годов — начало развития двух наук: кибернетики и надежности, и наступления информационной научно-технической революции. Военно-политическая и академическая элита СССР этого не заметила.
Сергей Павлович Королев в этой беспредельно тяжелой ситуации не смог противостоять военно-промышленному комплексу, получившему в этом вопросе со стороны Н.С. Хрущева активную поддержку. Создание твердотопливной ракеты РТ-2 была последней попыткой Гениального конструктора исправить положение. Но эта ракета стартовала уже после его смерти.
25 октября 2002г. в газете «Известия» появилась интересная заметка, в которой сообщалось, что наши ракеты, доставленные на Кубу в период Карибского кризиса, а это были в основном ракеты Р-12, не выполнили бы своей задачи.
Ф. Кастро и Н. Хрущев
Косвенное подтверждение этому мы находим в книге «Страницы космической истории» (ЦНИИМАШ, 2001г.) В 1956-1965гг. главный конструктор систем управления Н.А. Пилюгин стал внедрять в свои системы управления поплавковую гироскопию. Против этого выступил главный конструктор гироскопических систем В.И. Кузнецов, который считал, что поплавковые гироскопы еще недостаточно отработаны. Н.А. Пилюгин выдвигал тезис, что устранение дефектов и доработка быстрее пройдут в условиях эксплуатации и, как пишут авторы: «И он оказался прав: дефекты действительно выявились в полной мере и даже больше, чем ожидалось».
В 1961-1962гг. возникла стратегическая проблема. Необходимо было защитить от нападения Кубу, которая рядом с Америкой создавала для нашей страны и всего социалистического лагеря своеобразный противовес агрессивной деятельности НАТО (США) в Европе и вокруг Советского Союза. Н.С. Хрущев блестяще решил эту задачу. Его многие с иронией обвиняли, что он блефовал, говоря, что у нас ракеты выпускаются как сосиски, и мы закидаем ими Америку. В 2007г. в издательстве «Галлея Принт» вышло несколько книг М. Бодрова по истории нашей внешней разведки. В книге 11 «После расстрела» автор, сам ветеран контрразведки, с большой конкретностью и полнотой рассказывает о действиях военной разведки в этот период: «Теперь известно: Хрущев блефовал с целью создания прикрытия истинным намерениям по развертыванию реального «ракетно-ядерного щита» при условии снижения темпов роста такой силы на Западе, т.е. США.
В ретроспективе: задумка госбезопасности (КГБ) и Минобороны (ГРУ) по стратегической дезинформации, реализация которой была начата в конце 50-х годов, была осуществлена полностью. Таким образом, и защита Кубы, и ядерный щит стали результатом акции «Великая ракетная деза».
Рассказ об этой операции подробно изложен М. Бодровым в вышеуказанной книге и не входит в тематику данной статьи.
Этот эпизод из истории советского и российского ракетостроения высветил одну из серьезнейших проблем, о которой «скромно» умалчивают до сих пор. Проблема заключается в том, что психология создателей боевых ракет и ядерного оружия отличается от психологии создателей той военной техники, в использовании которой непосредственное участие принимает человек (космические корабли, боевые самолеты и т.п.). Создатели боевых самолетов и космических кораблей – от главного конструктора до рабочего знают, что результаты их труда будут проверены очень быстро и от них зависит жизнь человека. Создатели ракет-носителей, непилотируемых космических аппаратов и боевых ракет в принципе не подвержены такой психологической нагрузке и считают свою задачу выполненной, когда ракета благополучно ушла со старта или из шахты. Создатели атомного оружия внутренне настроены на то, что их оружие вообще никогда не будет востребовано.
К 1987г. оставалось 149 ракет типа Р-12 подлежащих ликвидации по договору РСМД. 30 июня 1989г. ракета РВСН легендарная БРСД «Р-12»/SS-4/Sandal была снята с вооружения». Последняя ракета была уничтожена 23 мая 1990 года на базе ликвидации ракетной техники «Лесная» в Брестской области.
Еще не завершилась программа летных испытаний комплекса
ЛКИ Р-14 с июня по декабрь 1960 г. проведены на 4ГЦП. По программе ЛКИ проведено 22 пуска. Всего запущено 182 ракеты, успешных пусков 93%.
Ракета Р-14 использовалась в космических целях. На ее базе была создана геофизическая ракета «Вертикаль», используемая для выполнения международной программы сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства («Интеркосмос»). В верхней части ракеты находился высотный зонд с научной аппаратурой и служебными системами. Ракеты запускались на высоты 500-1500км. После завершения программы зонд с научной аппаратурой спускался на Землю с помощью парашютной системы. Первый запуск ракеты «Вертикаль» по программе «Интеркосмос» состоялся 28 ноября 1970г.
Р-14 была выбрана и в качестве основы для создания ракеты-носителя легкого класса, существенно превосходящей по возможностям первый днепропетровский вариант РН «Космос» на базе Р-12. Доработанный вариант ракеты «Космос-3» оказался не вполне удачным. После последовавшей модернизации РН под названием «Космос-3М» уже длительное время весьма успешно эксплуатируется Военно-космическими силами.
По оценкам американских специалистов, проводивших сравнительный анализ 18 типов различных РН легкого класса, созданных в разных странах, в настоящее время это один из самых совершенных носителей в мире в своем классе.
Любителям фотографии. Интернет-журнал «Я фотолюбитель». Огромная коллекция фотографий читателей журнала, сотни статей о фотоискусстве. Уроки фотографии для начинающих.