Яндекс.Метрика

Ракетные комплексы подводных лодок Д-9 и Д-9Р

APL-proekta-667

13 марта 1974г. был принят на вооружение ВМФ комплекс Д-9 со стратегической ракетой Р-29 (с использованием астрокоррекции полета) для ПЛ проектов 667Б и 667БД  (Delta–I и Delta-II). Старт подводный, дальность стрельбы 7800 (9100) км. В августе  1977г. принят  на вооружение  ВМФ комплекс Д-9Р со стратегической ракетой Р-29Р для ПЛ проекта 667БДР (Delta III ), оснащенная разделяющейся головной частью, состоящей из 3 или 7 боевых блоков  или моноблочной. Дальность стрельбы такая же, как у ракеты Р-29. Существенным различие комплексов заключалось в наличии на ракете Р-29Р разделяющихся головных частей (РГЧ).

83

AПЛ. Проект 667БДР «Delta 3». Гаджиево, СФ.

84

РПКСН пр.667БДР «Борисоглебск» в Кольском заливе. Апрель 1999 г.

        В 1964г. на основании анализа результатов эксплуатации первых ракетных комплексов на подводных лодках начинаются  проектно-конструкторские работы  по созданию первого в мире  комплекса  межконтинентальных баллистических ракет  для подводных лодок с ракетой Р–29 с количеством ракет на лодке в зависимости от проекта ПЛ от 12 ( пр.667Б)  до 16 ( пр. 667БД).  После ракеты  4К-18 это была вторая двухступенчатая ракета  наших  лодок.

Конструктивное решение — «утопление» двигателей в топливных баках позволило  максимально уменьшить габариты при значительной увеличении дальности. Для обеспечения  необходимой точности  на ракетах к инерциальной системе управления был добавлен астровизир, работа которого с определенными звездами позволяла производить астрокоррекцию траектории головной части. Необходимо отметить, что ведение астрокоррекции  было осуществлено впервые в мире.  Ракета заправлялась и ампулизировалась на заводе, что значительно  упрощало и удешевляло  эксплуатацию её на флоте. Ракета Р-29Р фактически отличалась от ракеты Р-29 только установкой разделяющейся головной части. Создание межконтинентальной ракеты значительно повысило обороноспособность СССР. Ведь стрельбу можно было осуществлять, не отходя от пирса, что и было продемонстрировано  летом 1975г.  стрельбой ракетой Р-29  от причала.

85

Тактико-технические данные  ракет  Р-29 (РСМ –40) и  Р-29Р (РСМ –50):

 

Тип ракеты                                                           Р-29                   Р –29Р

(РСМ –40)           (РСМ –50)

 

Стартовый вес            (т)                                      33.3                     36.3

Длина                           (м)                                     13.435                 13.635

Диаметр                       (м)                                       1.8                       1.8

Тип двигательной установки                                             ЖРД

Количество  ступеней                                                             2

Вид системы управления                                       Астроинерциальная

Тип головной части                                              МГЧ                       МГЧ и РГЧ

Вес головной части   (кг )

Максимальная дальность  стрельбы (км)                    7800 (9100)

Вид амортизации БР                                                Резино-металлическая

Вид предстартовой подготовки                              Автоматизированная

Вид  старта                                                                       Подводный

Количество ракет на лодке                                               12 – 16

 

 

При отработке ракет с запуском двигателя под водой в шахте подводной лодки особое внимание было уделено последствиям при  взрыве двигателя или ракеты  в момент запуска. Испытания с инициированными взрывами при открытой крышке шахты показали, что серьезной угрозы для лодки нет, все выбрасывается вверх из шахты. Это подтвердилось при пятом пуске летно-конструкторских испытаний ракеты Р-29 (РСМ-40) 27 мая 1972г. на лодке проекта 701. Начальник стартовой команды, услышав посторонний шум в шахте, прервал предстартовую подготовку и приказал открыть крышку шахты. Части разрушенной ракеты были выброшены из шахты. Пусковая система вышла из строя на этой шахте, но лодка не пострадала.

Основной «головной болью» на флоте при работе с  морскими баллистическими жидкостными ракетами, является обеспечение герметичности. Агрессивные компоненты топлива при соприкосновении самовозгораются. По разным причинам разгерметизации имели место. Такая беда случилась и с РСМ-50. Как передали средства массовой информации 16 июня 2000г., в бухте Конюшково около Владивостока при  перегрузке ракет РСМ-50  с транспортного судна на пирс одна ракета упала и, вероятно, разгерметизировался бак окислителя, так как поднялся столб желтого цвета.  Трагедии  не произошло,  но  9 человек были госпитализированы.  Эта авария полностью лежит на совести тех, кто проводил работы. Согласно всем инструкциям и  другим документам всё погрузочно-разгрузочное оборудование должно быть аттестовано, а перед работой проверено на грузовом макете. Установка и крепление  бандажей, и крепление траверс должно контролироваться руководителем работ. Но жизнь есть жизнь. Эпизод произошел с ракетами, которые направляли на утилизацию по окончании сроков допустимой эксплуатации.

Комплексы Д-9 и Д-9Р с межконтинентальными ракетами Р-29 и Р-29Р в середине 70-х годов становятся основными. За период 1972–1977гг. ВМФ сдано 18 лодок проекта 667Б с 12 шахтами, а затем еще 4 лодки проекта 667БД с 16-ю шахтами  для ракет Р-29. А за период 1976 –1982гг. в строй вступает 14  лодок проекта 667БДР  с ракетами  Р-9Р.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий