13 марта 1974г. был принят на вооружение ВМФ комплекс Д-9 со стратегической ракетой Р-29 (с использованием астрокоррекции полета) для ПЛ проектов 667Б и 667БД (Delta–I и Delta-II). Старт подводный, дальность стрельбы 7800 (9100) км. В августе 1977г. принят на вооружение ВМФ комплекс Д-9Р со стратегической ракетой Р-29Р для ПЛ проекта 667БДР (Delta III ), оснащенная разделяющейся головной частью, состоящей из 3 или 7 боевых блоков или моноблочной. Дальность стрельбы такая же, как у ракеты Р-29. Существенным различие комплексов заключалось в наличии на ракете Р-29Р разделяющихся головных частей (РГЧ).
AПЛ. Проект 667БДР «Delta 3». Гаджиево, СФ.
В 1964г. на основании анализа результатов эксплуатации первых ракетных комплексов на подводных лодках начинаются проектно-конструкторские работы по созданию первого в мире комплекса межконтинентальных баллистических ракет для подводных лодок с ракетой Р–29 с количеством ракет на лодке в зависимости от проекта ПЛ от 12 ( пр.667Б) до 16 ( пр. 667БД). После ракеты 4К-18 это была вторая двухступенчатая ракета наших лодок.
Конструктивное решение — «утопление» двигателей в топливных баках позволило максимально уменьшить габариты при значительной увеличении дальности. Для обеспечения необходимой точности на ракетах к инерциальной системе управления был добавлен астровизир, работа которого с определенными звездами позволяла производить астрокоррекцию траектории головной части. Необходимо отметить, что ведение астрокоррекции было осуществлено впервые в мире. Ракета заправлялась и ампулизировалась на заводе, что значительно упрощало и удешевляло эксплуатацию её на флоте. Ракета Р-29Р фактически отличалась от ракеты Р-29 только установкой разделяющейся головной части. Создание межконтинентальной ракеты значительно повысило обороноспособность СССР. Ведь стрельбу можно было осуществлять, не отходя от пирса, что и было продемонстрировано летом 1975г. стрельбой ракетой Р-29 от причала.
Тактико-технические данные ракет Р-29 (РСМ –40) и Р-29Р (РСМ –50):
Тип ракеты Р-29 Р –29Р
(РСМ –40) (РСМ –50)
Стартовый вес (т) 33.3 36.3
Длина (м) 13.435 13.635
Диаметр (м) 1.8 1.8
Тип двигательной установки ЖРД
Количество ступеней 2
Вид системы управления Астроинерциальная
Тип головной части МГЧ МГЧ и РГЧ
Вес головной части (кг )
Максимальная дальность стрельбы (км) 7800 (9100)
Вид амортизации БР Резино-металлическая
Вид предстартовой подготовки Автоматизированная
Вид старта Подводный
Количество ракет на лодке 12 – 16
При отработке ракет с запуском двигателя под водой в шахте подводной лодки особое внимание было уделено последствиям при взрыве двигателя или ракеты в момент запуска. Испытания с инициированными взрывами при открытой крышке шахты показали, что серьезной угрозы для лодки нет, все выбрасывается вверх из шахты. Это подтвердилось при пятом пуске летно-конструкторских испытаний ракеты Р-29 (РСМ-40) 27 мая 1972г. на лодке проекта 701. Начальник стартовой команды, услышав посторонний шум в шахте, прервал предстартовую подготовку и приказал открыть крышку шахты. Части разрушенной ракеты были выброшены из шахты. Пусковая система вышла из строя на этой шахте, но лодка не пострадала.
Основной «головной болью» на флоте при работе с морскими баллистическими жидкостными ракетами, является обеспечение герметичности. Агрессивные компоненты топлива при соприкосновении самовозгораются. По разным причинам разгерметизации имели место. Такая беда случилась и с РСМ-50. Как передали средства массовой информации 16 июня 2000г., в бухте Конюшково около Владивостока при перегрузке ракет РСМ-50 с транспортного судна на пирс одна ракета упала и, вероятно, разгерметизировался бак окислителя, так как поднялся столб желтого цвета. Трагедии не произошло, но 9 человек были госпитализированы. Эта авария полностью лежит на совести тех, кто проводил работы. Согласно всем инструкциям и другим документам всё погрузочно-разгрузочное оборудование должно быть аттестовано, а перед работой проверено на грузовом макете. Установка и крепление бандажей, и крепление траверс должно контролироваться руководителем работ. Но жизнь есть жизнь. Эпизод произошел с ракетами, которые направляли на утилизацию по окончании сроков допустимой эксплуатации.
Комплексы Д-9 и Д-9Р с межконтинентальными ракетами Р-29 и Р-29Р в середине 70-х годов становятся основными. За период 1972–1977гг. ВМФ сдано 18 лодок проекта 667Б с 12 шахтами, а затем еще 4 лодки проекта 667БД с 16-ю шахтами для ракет Р-29. А за период 1976 –1982гг. в строй вступает 14 лодок проекта 667БДР с ракетами Р-9Р.