15 мая 1963г. был принят на вооружение ракетный комплекс Д-4 в составе баллистической ракеты Р21 и подводных лодок — дизельной 629А и атомной 658А. Этот комплекс эксплуатировался на флоте до 1982 г.
Если проекты подводных лодок представляли собой модернизацию комплекса Д-2, то ракетное вооружение баллистическими ракетами Р21 имело принципиальное отличие — подводный старт.
Поскольку целью данной публикации является освещение вопросов ракетного оснащения лодок, то детальное описание конструкции подводных лодок проекта 658 не входит в тематику. Тем более что подробно о лодках этого проекта можно прочитать во многих источниках.
Первая атомная подводная лодка проекта 658 поступила на вооружение флота в 1958г. Всего за период 1958-1964гг. было построено восемь лодок. Последние лодки строились как модернизированные для отработки последующих ракетных комплексов. В то время это были самые крупные из наших лодок. Несмотря на имевшие место недостатки, в эксплуатации лодки находились до 80-х годов.
АПЛ проекта 658
На лодки проекта 629А ракетный комплекс по мере модернизации устанавливался в период 1966 – 1972 гг. Всего было модернизировано 14 лодок.
При надводном старте (комплексы Д-1 и Д-2) лодка должна была всплывать, выходить на определенный курс, открывать шахту, поднимать ракету и так далее, до момента старта. В условиях боевой обстановки этого времени было бы достаточно для обнаружения лодки и ее уничтожения.
Проработки подводного старта начались с работ над ракетой Р11-ФМ. Существовало несколько вариантов запуска ракеты из-под воды, которые рассматривались еще в середине 40-х годов. Советский инженер В.А. Ганин 7 октября 1947г. запатентовал изобретение «Способ запуска управляемых реактивных снарядов с воды и из-под воды». Тогда он работал в НИИ-88. Бросковый вариант предусматривал выброс ракеты над поверхностью моря и запуск маршевого двигателя уже над водой. Однако наиболее серьезно отрабатывался вариант запуска маршевого двигателя уже под водой. Этот вариант отрабатывался в ходе проведения экспериментов на подводных стендах на Черном море. Условия старта должны быть примерно следующие: глубина — 40-50 м, скорость — до 4 узлов, волнение моря на поверхности — до 5 баллов, способ запуска – «мокрый», т.е. сначала шахта заполняется водой, а затем запускается маршевый двигатель. Время стрельбы тремя ракетами — не более 10 минут. После этого лодка должна была ложиться на маневренный курс и уходить с места старта. Отсутствие пусковой установки дало возможность, с одной стороны, увеличить размер ракеты, что позволило, соответственно, увеличить дальность стрельбы, а с другой стороны, уменьшить диаметр шахты с 2450 мм до 2150 мм, а длину шахты уменьшить на 1 м. Испытание комплекса на лодке К-142 началось зимой 1942г. и за год было произведено 29 пусков, из которых только 5 были аварийными.
Касаясь особенностей стрельбы ракетами с подводных лодок в погруженном состоянии, да еще залпом, нельзя не остановиться на описанной А.А. Запольским залповой стрельбе с подводной лодки К-33 проекта 658М 15 сентября 1965г. Дело заключалось в том, что при старте ракеты происходит заполнение шахты водой не сразу, в результате лодка как бы получает «импульс на всплытие» и для приведения ее в положение для второго залпа необходимо определенное время. Вот это и надо было проверить. Для залповой стрельбы было выделено две ракеты Р21, а в качестве третьей использовался действующий макет. Залповая стрельба было произведена запуском двух ракет Р21 и имитацией пуска макета путем подачи воздушного пузыря в цистерны главного балласта. Интервал между пусками составлял 2,5 мин. Время между нажатием кнопки «Выстрел» и выходом ракеты из шахты — около 25-30 сек. Автор, сам неоднократно участвовавший в пусках ракет с подводной лодки, может засвидетельствовать, что нервное психологическое напряжение в четвертом (ракетном) отсеке в эти секунды не идет ни в какое сравнение с напряжением при пуске ракеты с наземного стенда. Ракета находится всего в нескольких сантиметрах за броняшкой шахты, и ты слышишь, как она сначала зашуршала, а потом что-то загрохотало. У всех, кто бывал в этот момент около шахт, спины покрывались потом. Всегда думали об одном — скорее бы ушла подальше!
Испытания залпового старта прошли успешно и заняли пять минут. Таким образом, была отработана методика управления лодкой при залповой стрельбе с подводного положения.
На следующих комплексах было отработана система автоматизации залпового пуска.
К АПЛ пр. 658 относятся лодка К-19, которую за многочисленные аварии на флоте прозвали «Хиросима». 4 июля 1961г. на АПЛ К-19 произошла авария ядерной энергоустановки, взрыв реактора удалось предотвратить, но 8 подводников погибло, а часть экипажа получила значительную дозу радиации.
24 февраля 1972г. на борту АПЛ К-19, которая несла боевое дежурство в 960 км от острова Ньюфаунленд, возник сильный пожар. В борьбе с огнем погибло 28 моряков.
Любителям фотографии. Интернет-журнал «Я фотолюбитель». Огромная коллекция фотографий читателей журнала, сотни статей о фотоискусстве. Уроки фотографии для начинающих.