На ученый совет Реактивного научно-исследовательского института 2 февраля 1936г. был вынесен проект ракетоплана, разработанного С.П. Королевым. С этого момента ракетоплан стал называться ракетным самолетом или объектом 318, в дальнейшем РП-318.
Именно 28 февраля 1940 г., в день прибытия Королева в Бутырскую тюрьму с Магаданской каторги, летчик В.П. Федоров осуществил первый полет на ракетоплане.
Ракетоплан РП-318 конструкции С.П. Королева в полете.
Февраль 1940 г
Испытатель ракетоплана
Владимир Павлович Федоров
С.П. Королеву еще четыре года предстояло ходить в «зеках». Интересен сам факт, как Королев узнал о полете Федорова. После многочисленных писем и жалоб были назначены второе рассмотрение дела и повторная экспертиза по делу Королева. И вот в акте экспертизы часть экспертов указали, что нельзя считать Королева вредителем, так как его ракетоплан прошел успешные испытания.
РП-318 представлял собой моноплан со среднерасположенным крылом большого удлинения. Топливные баки располагались в фюзеляже за кабиной пилота. Жидкостно-реактивный двигатель — в хвостовой части, под оперением. Стартовый вес РП-318 составлял 657 кг. В качестве топлива для ЖРД использовалась азотная кислота и керосин — 75 кг. Длина ракетоплана составляла 7.9 м при размахе крыльев 17 м. Расчетная скорость полета — до 270 км/час. За 5-6 сек. скорость возросла с 80 до 140 км/час. Это было первое испытание.
Первоначально планировалось использовать двигатель В.П. Глушко ОРМ-65. Однако этот двигатель создавался для летающей ракеты 312 и имел некоторые особенности. Как пишет А.В. Палло, в их распоряжении было всего 3 двигателя. Два двигателя были установлены на ракетах 312 и только один на ракетоплане 318. Этот двигатель был полностью переработан Л.С. Душкиным и получил индекс РДА-150.
Полеты и отработка РП-318 являлись фактически первыми в мире экспериментальными полетами аппарата, использующего и аэродинамическую силу, и силу реактивного двигателя. Это был прообраз будущих американских «шаттлов» и отечественного «Бурана». Однако довести эту работу до логического конца Королеву не дали.
Символически, что пройдут годы и на аэродроме в Подлипках, где был произведен первый полет РП-18, будет создан Центральный научно-исследовательский институт НИИ-88, в котором продолжит после войны работать С.П. Королев со своими единомышленниками.
В первой половине 30-х годов прошлого столетия в Германии также проводились работы по установке ракетных двигателей на самолетах. Впервые на двух экспериментальных образцах самолета «Хе-112» был установлен ракетный двигатель «А-1» конструкции Вернера фон Брауна. Однако двигатель не имел системы управления тягой, и эти образцы предназначались для изучения принципа использования ракетных двигателей на самолетах. Только после того, как Г. Вальтер создал свой ЖРД, который имел регулятор тяги, фирма «Хенкель» создает самолет «Хе-176», оснащенный только ракетным двигателем. Самолет имелю убирающееся шасси. Первый полет этого ракетного самолета состоялся 20 июня 1939г. Полет продолжался 50 сек., скорость составила 270 км/час. В.фон Браун предложил авиационному конструктору Мессершмитту установить на истребителе ракетный двигатель. Так возник знаменитый «Ме-163». Первый полет этого самолета состоялся 3 июня 1940г. Скорость составила 547 км/час.
Эти примеры свидетельствуют о том, что наши конструкторы С.П. Королев, В.П. Глушко, М.К. Тихонравов, А Душкин не только не отставали от первопроходцев создания ракетной техники в Германии, но и опережали их в ряде вопросов. И если бы не репрессии 1937г., вероятно, первые баллистические ракеты большой дальности взлетели бы в России.