Яндекс.Метрика

Ракетопланы — предтечи «Шаттлов» и «Бурана»

rp-318

       В развитии отечественного ракетостроения создание ракетопланов РП-318 конструкции С.П. Королева и БИ-1 в КБ Болховитинова является классическим примером истории создания нового оружия, в которой неразрывно переплелись человеческий гений, сопротивление непознанных законов природы, человеческие подлость и зависть, политическая конъюнктура и, в конце концов, победа разума и здравого смысла.

С.П. Королев, если судить по его «Заявлению» на имя И. Сталина от 13 июля 1945г., практически приступил к созданию ракетоплана РП-318 в 1935г. Так вот, если историю ракетопланов начинать с 1935г., то конец ее можно отнести к 1943г. — после гибели знаменитого летчика-испытателя  Григория Яковлевича Бахчиванджи во время испытаний БИ-1.

Выдающимся событием 1935-38 гг. стало создание для РП-318 двигателя ОРМ-65 конструкции В.П. Глушко с газогенератором ГГ-1. Это был  двигатель с регулируемой тягой от 50 до 175 кг и удельной тягой 21.5 сек. Двигатель имел автоматический и ручной пуск и выдерживал многократные (до пятидесяти) запуски. На то время это был лучший двигатель этого типа.

Испытания 11 января 1938г. подтвердили – ракетоплану, в принципе, быть. Однако непрофессионалам казалось, что ракетоплан уже готов и ему требуется лишь небольшая доработка.

Как всегда, около талантливых людей, создающих что-то новое, крутится множество бесполезных завистливых личностей, которые самоуверенно начинают думать: сделаем сами без этих умников, и все лавры достанутся нам.

Мышление таких людей подобно мышлению владык древности, убивавших или ослеплявших архитекторов после постройки для них дворца из боязни, что архитектор может построить еще лучший дворец  для другого владыки. Кстати, С.П. Королев, в упомянутом «Заявлении» называет этих людей. Это А. Костиков и др.

С.П. Королев был арестован 26 июня 1938г., но обвинить его было сложно, не было доказательств. И вот 20 июля 1938г. подписывают акт технической экспертизы о деятельности Королева и его «вредительской» роли в создании ракетной техники. Этот акт позволил следствию делать с Королевым как с «врагом народа» все. Что до В.П. Глушко, то он был арестован ранее и 15 августа 1939г. приговорен к восьми годам заключения. Таким образом, ведущие конструкторы по двигателю и всей конструкции РП-318 оказались в тюрьме. Однако ракетоплан все-таки взлетел. 23 февраля 1940г. ракетоплан был поднят в воздух самолетом-буксиром П-5, а затем отцеплен на высоте 2600 м, после чего летчик В. Федоров включил реактивный двигатель. Так впервые в СССР был осуществлен свободный полет аппарата с ракетным двигателем.

22 июня 1941г. Начало войны. В первый же ее день В.Ф. Болховитинов подает в Наркомат авиационной промышленности официальную записку по проектированию истребителя-перехватчика с жидкостно-реактивным двигателем. И.В. Сталин дал на изготовление первого образца один месяц. В КБ В.Ф. Болховитинова работали два молодых инженера А. Березняк и А. Исаев. В силу бытовавшей тогда мании секретности они ничего не знали о С.П. Королеве и его РП-318. Им тоже пришла идея создать ракетоплан. Отсюда и аббревиатура «БИ». Оба инженера включились с удвоенной энергией в работу над новым перехватчиком. Планер был сделан быстро, а с двигателем дело не шло. Сначала хотели использовать двигатель Д-1-А-100 Л. Душкина, но он не пошел. Тогда А. Исаев едет в Казань, в тюрьму к В.П. Глушко, и тот помогает завершить начатую им работу. 15 мая 1942г. (через 18 лет в этот же самый день будет запущен первый корабль-спутник С.П. Королева) состоялся первый полет БИ-1. Двигатель работал примерно минуту, но за это время самолет поднялся на полторы тысячи метров.

27 марта 1943г. фактически стал последним днем проекта БИ. В результате аварии гибнет летчик, поднявший БИ-1 в воздух — Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Ровно через 25 лет день в день в  результате аварии самолета гибнет первый космонавт планеты Ю. Гагарин.

Таким образом, попытка сделать дело Королева, увы, другим не удалась. Если А. Березняк и А. Исаев и не знали о работах Королева, то В.Ф. Болховитинов, конечно же, о них знал. Но в те времена само упоминание имен «врагов народа» было исключено.19 ноября 1942г. Королев в качестве «зека» переводится в Казань к другому «зеку» — В.П. Глушко, где включается в работу по созданию ускорителей для самолета Пе-2.

16 декабря 1942г. Королев в служебной записке («Знамя» № 2, 1990г., с.141) пишет о сроках выполнения работ по Пе-2 и снова возвращается к своему РП-318. Но его предложения приняты не были. В 1944г. С.А. Лавочкин создал самолет Ла-7Р с дополнительным ЖРД В.П.Глушко. Самолет был создан с целью оценки эффективности использования ЖРД. Однако С.А. Лавочкин забраковал ЖРД, так как, хотя он и позволял развивать большую скорость, но был слишком прожорлив и поэтому работал недолго и С.А. Лавочкин уступил его ракетчикам

На этом история отечественных ракетопланов фактически и заканчивается. Анализ аварийных ситуаций и причин гибели Г.Я. Бахчиванджи на ракетоплане привел к заключению, что жидкостно-реактивный двигатель придает самолету скорость близкую к звуковому барьеру. На таких скоростях возникает особое явление — затягивание самолета в пике. Но этого тогда еще не знали, поскольку такие скорости прежде были недостижимы.

Результаты исследований С.П. Королева, В.П. Глушко, А.М. Исаева и многих других за период 1935-43 гг. по созданию ракетопланов стали фундаментом для нашего «Бурана» и американских «шаттлов».

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий