В истории нашей страны был период, когда писали и говорили, что все достижения науки и техники были сделаны в России раньше, чем в остальном мире. Наиболее ярким примером являлись официальные утверждения, что первый самолет (аппарат тяжелее воздуха) был создан русским изобретателем А.Ф. Можайским (1825-1890гг.). В БСЭ, том. 16 (1974г.), можно прочитать, что, якобы, Можайский в 1881г. построил самолет с двумя паровыми машинами и испытал его в Красном Селе под Петербургом. И далее следует совсем не энциклопедическая фраза: «официальные документы о полете на этом самолете не сохранились». Таким образом, как бы подразумевается, что эти документы были, и, следовательно, был полет. В настоящее время (согласно М. Галлаю) доказано, что самолет Можайского не только не летал, но и просто не мог летать, т.к. не существовало в то время двигателей, которые могли бы обеспечить полет самолета. Из книги Я.Голованова «Заметки вашего современника» (Изд. «Доброе слово» М.2001): «Самолет Можайского много лет валялся в углу механической мастерской Балтийского завода в Питере, а потом его, вероятнее всего, просто выбросили».
Самолет А. Ф. Можайского
В связи с широким распространением подобного рода утверждений среди технической интеллигенции в России ходил анекдот, что скоро докажут, что Россия — родина слонов. В действительности первый полет аппарата тяжелее воздуха (самолет) был осуществлен братьями Райт. Но все это не снижает заслуг морского офицера А.Ф. Можайского, как одного из пионеров создания и популяризации авиационной техники в России.
Вспомним о И.И. Сикорском (1889-1972), который считается создателем тяжелой транспортной авиации у нас в России до 1917 г. и в Америке. Когда в конце 1930 гг. к самолетам тяжелой транспортной авиации в Америке стал падать интерес, И.И. Сикорский не стал заниматься модификацией, а создал самую сложную, с инженерной точки зрения в настоящее время, машину – вертолет.
И. И. Сикорский
Ещё в 1910-1913 гг. он создал в Петербурге самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все до сих пор построенные, положил начало новому направлению в авиации — тяжелому самолетостроению. Он стал прообразом всех последующих пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов.
«Русский витязь»
Создание многомоторных самолетов-гигантов принесло Сикорскому мировую славу. Он стал национальным героем России. Машины, аналогичные «Русскому витязю», появились за рубежом только через несколько лет. Дальнейшее развитие конструкции «Русского витязя» — четырехмоторный «Илья Муромец». Он поднялся в воздух уже в декабре того же 1913 г. Переставленный на поплавки, он оставался до 1917 г. самым большим гидросамолетом на свете. На РБВЗ впервые в мире началось серийное производство воздушных гигантов.
«Илья Муромец»
В годы первой мировой войны «Муромцы» эффективно использовались в качестве тяжелых бомбардировщиков и дальних разведчиков. Из них была сформирована «Эскадра воздушных кораблей» — первое соединение стратегической авиации. Сикорский сам участвовал в организации эскадры, готовил экипажи и отрабатывал тактику их боевого применения. Он проводил много времени на фронте, наблюдая свои самолеты в действии, и вносил необходимые изменения в их конструкцию. Всего было построено 85 «Муромцев» шести основных типов. Каждый тип имел ряд модификаций
Подобная ситуация сложилась в 50-х годах прошлого столетия, когда самолет ТУ-104 был объявлен первым в мире реактивным пассажирским лайнером, хотя уже был создан и летал английский пассажирский самолет «Комета».