Яндекс.Метрика

Старт дебютантов и жесткая посадка женщин астронавтов

47

8 апреля 2008г. с космодрома Байконур стартовал к МКС космический корабль «Союз ТМА-12» с экипажем в составе:  С.А.  Волков (472-й космонавт мира, 101-й космонавт России, О.Д. Кононенко (473-й космонавт мира, 102-й космонавт России) и 1-й астронавт Южной Кореи Йи Сойон (474-й космонавт мира). Это была 17 основная экспедиция и 14 экспедиция посещения на МКС, и 262 старт пилотируемого космического корабля с момента полета Юрия Гагарина.

8 апреля 2008 г. с космодрома Байконур стартовал к МКС космический корабль «Союз ТМА-12» с экипажем в составе:  С.А.  Волкова (472-й космонавт мира, 101-й космонавт России, О.Д. Кононенко(473-й космонавт мира, 102-й космонавт России) и    1-й астронавт Южной Кореи Йи Сойон (474-й космонавт мира.)  Это была 17 основная экспедиция и 14 экспедиция посещения на МКС  и 262 старт пилотируемого космического корабля с момента полета Юрия Гагарина.     Примечательно, что этот полет имел  ряд особенностей.

 

 

  1. По сложившейся традиции в экипаж обычно включали одного, уже летавшего и имевшего опыт космонавта. В этот раз все члены экипажи полетели в космос в первый раз – 472–й, 473-й и 474-й космонавты мира.
  2. В космос впервые отправился первый космонавт Южной Кореи – 28-летняя Йи Сойон, 474-й космонавт мира и 50-я женщина,          отправившаяся в космос.
  3. Впервые было детально описано, как обеспечивается безопасность полета «Союзов ТМА» на начальном участке выведения корабля на орбиту и посадке. Федеральная аэронавигационная служба провела подготовительную работу для запуска пилотируемого корабля «Союз ТМА-12» с экипажем Международной космической станции (МКС) и посадки спускаемого аппарата корабля «Союз ТМА-11», сообщил пресс-секретарь руководителя ведомства Андрей Прянишников. Запуск «Союза ТМА-12» состоялся 8 апреля с космодрома Байконур. По всему участку траектории выведения «Союза ТМА-12» безопасность полета обеспечивали восемь самолетов и 19 вертолетов. Кроме того, в акваторию Японского моря вышло спасательное судно «Антарктида». Посадку спускаемого аппарата транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-11» обеспечивали семнадцать воздушных судов (четыре самолета и 13 вертолетов), а также семь поисково-эвакуационных машин. Организация поисково-спасательного обеспечения запуска и посадки пилотируемых кораблей велась во взаимодействии с Министерством обороны и Федеральным космическим агентством. Командиром корабля «Союз ТМА-12» полетел Сергей Волков – сын трижды побывавшего в космосе 183-го космонавта мира Александра Волкова.

В  период  полета Глава Роскосмоса Анатолий Перминов попросил экипажи 16-й и 17-й экспедиций на МКС помочь первой космонавтке Южной Кореи Сойон Йи, которая также находилась на МКС, решить ей научные задачи и помочь в проведении экспериментов и исследований.   «Помогите Сойон Йи решить все ее научные задачи. Обещаете?» – сказал Перминов, обращаясь к экипажу во время сеанса связи, посвященному отмечаемому в субботу Дню космонавтики.   «Они уже помогли», – ответила с улыбкой Сойон Йи.

К сожалению, женщинам не помогли при посадке. 19 апреля 2008г. спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-11» совершил спуск по баллистической траектории и приземлился в 425 (по другим сообщениям в 475) км от расчетной точки.  Это уже второй раз подряд, когда космонавты возвращаются домой по баллистической траектории в не самых комфортных условиях. Так как перегрузка при посадке значительно возрастает. При этом можно напомнить, что посадка «Союза ТМА-1» 4 мая 2003г.  также происходила жестко по баллистической траектории.  Состояние вернувшихся на Землю с МКС Юрия Маленченко, Пегги Уитсон и первой женщины-космонавта Южной Кореи Йи Сойон «удовлетворительное», сообщил на пресс-конференции в ЦУП глава Роскосмоса А. Перминов. «Самое главное – космонавты живы и здоровы», – сказал он.   Перминов подтвердил, что «спуск прошел по баллистической траектории», но это «штатный вариант посадки».

Во время входа в плотные слои атмосферы члены экипажа 16-й экспедиции МКС подверглись серьезным перегрузкам, достигавшим 10-кратного показателя. Поисковая служба  прибыла через 40, с небольшим, минут. В течение этого времени жители помогли космонавтам извлечь из спускаемого аппарата необходимое оборудование, в том числе телефон и JPS-приемник. Все это было сложно достать, поскольку после посадки спускаемый аппарат был перевернут.

48

Космический корабль «Союз ТМА 11» стремится к Земле

      Неожиданно на сайте «Новости космонавтики» (НК) 23 апреля прошло   сообщение, которое мы приводим полностью без комментариев.
«Во вторник вечером агентство «Интерфакс» распространило сообщение с «подробностями» спуска по баллистической траектории космического корабля «Союз ТМА-11», имевшего место 19 апреля с.г. Информация приводится со ссылкой на «источник, близкий к комиссии по расследованию причин происшедшего».  Суть сообщения отражена в его заголовке: «Экипаж «Союза» чуть не погиб». А в самом сообщении содержится «доказательная база», почему это могло произойти. Не хочу даже касаться «технических подробностей случившегося» — пока не будут опубликованы выводы комиссии, изучающей причины, по которым «Союз ТМА-11» свалился в баллистический спуск, все они являются лишь предположениями, а не фактами. Причем, весьма спорными и не однозначными.  А вот в отношении заголовка хочется сказать несколько слов.  Никто не будет возражать, что любой полет в космос полон опасностей, и никто не даст 100-процентной гарантии того, что он завершится успешно. Особенно, если происходят неожиданности. Но...     Но именно для этого и предназначен штатный режим баллистического спуска. Да, он доставляет космонавтам определенные неудобства, но сохраняет им жизнь. А это самое главное. Поэтому не стоит драматизировать то, что произошло с «Союз ТМА-11».  Еще в 1960-е годы писатель Геннадий Семенихин написал стихотворение (конечно, это не Пушкин, но для данной ситуации как нельзя больше отражающий суть происшедшего):     «Не всегда всё свершается гладко,   Не всегда возвращаются в срок,   Но орбита будет в порядке, Если мужества есть огонёк».     Ближе к полуночи поступила и реакция Роскосмоса на сообщение «Интерфакса», которое к тому моменту перепечатали уже многие электронные издания.  «Публикации об угрозе жизни космонавтов, возвратившихся в субботу с МКС, основаны на непроверенных данных, не выдерживают критики с технической точки зрения и в целом наносят вред российской космической отрасли», — заявил руководитель пресс-службы Роскосмоса Александр Воробьев.  «Информация, опубликованная со ссылкой на неназванный и весьма некомпетентный источник, является не чем иным, как «черным PR-ом». Публикации такого рода направлены против реализации российско-американского соглашения о закупке NASA у России космических кораблей «Союз» и «Прогресс» после прекращения полетов шаттлов на МКС», — сказал Воробьев.  Вероятно, это достаточно близко к истине. Всегда следует следовать старой истине: «Ищите того, кому это выгодно».   А 8 мая 2008г. на этом же сайте появилась версия  NASA  жесткого спуска  КК  «Союз ТМА 11». Это не удивительно, т.к. на корабле возвращалась астронавт США Уитсон Петти, командир МКС-16.

Ниже приводится полный текст без комментариев:

«На сайте IEEE Spectrum опубликована статья Джеймса Оберга (Jaes Oberg) «Internal NASA Documents Give Clues to Scary Soyuz Return Flight» («Внутренний документ НАСА дает ключ к разгадке пугающего спуска «Союза») о баллистическом спуске корабля «Союз ТМА-11», имевшем место 19 апреля нынешнего года. Весьма интересный материал. К тому же, тон статьи достаточно спокойный, в отличие от публикаций последних дней, которые можно было встретить в ряде российских изданий.     Как указано уже в названии статьи, автор использовал при ее написании внутренний документ NASA «15S Ballistic Entry Outbrief» (баллистический спуск в полете 15S), подготовленный Джорджем Кафкой (George Kafka), руководителем Управления безопасности полетов по программе МКС. В этом докладе содержится предварительный анализ данных о возвращении экипажа МКС-16 и корейской космонавтки. Естественно, в объеме информации, которая на данный момент имеется в распоряжении NASA. Оберг так и пишет, что пока можно говорить лишь о версиях случившегося, так как точная информация может быть получена только после того, как будет обработана телеметрия, а спускаемый аппарат «разберут до винтика» и досконально изучат.  Как указывается в статье, самой вероятной причиной баллистического спуска корабля «Союз ТМА-11» является нештатное разделение отсеков — два или несколько пироболтов не сработали и в результате в плотные слои атмосферы вошел не один спускаемый аппарат, а «связка» спускаемого аппарата и двигательной установки. Оберг вспоминает, что подобное уже бывало. Например, во время полета корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту (1961г.) и во время полета корабля «Союз-5» с Борисом Волыновым на борту (1969г.). Тогда двигательный отсек также «зацепился» за спускаемый аппарат и оторвался лишь под воздействием атмосферы. В апреле нынешнего года разделение произошло через 32 минуты (документ NASA) после выдачи тормозного импульса на высоте 100 км.   В отношении перегрузок, которые испытал экипаж при спуске, во внутреннем документе NASA указывается, что точные данные будут получены после расшифровки телеметрии. По субъективным оценкам космонавтов, они были 8-9 g. Но Оберг указывает, что, возможно, в течение нескольких секунд они доходили до 11 g.     И еще два момента, на которые в своей статье указывает Оберг, и которые не хотелось бы обойти вниманием.  Во-первых, по его мнению, анализ фотографий спускаемого аппарата после приземления не указывает на то, что повреждения обшивки в результате теплового воздействия были не столь серьезны, как об этом писали некоторые средства массовой информации. А запах гари внутри спускаемого аппарата, на что также указывали многие авторы статей, появился уже после открытия клапана, выравнивающего давление внутри и снаружи капсулы, а не на этапе прохождения плотных слоев атмосферы.   Во-вторых, Оберг пишет, что события 19 апреля были весьма неприятными, но вновь продемонстрировали надежность корабля «Союз», в активе которого почти 100 пилотируемых миссий. Лестная оценка, но отражающая действительность».

49

50

51

52

53

NASA распространило снимки, сделанные 8 апреля 2009г. во время приземления спускаемого аппарата космического корабля «Союз ТМА-13». На первой фотографии — снижения СА под парашютом, на второй — момент срабатывания двигателей мягкой посадки.

54

55

     В фотоархиве сайта НК появились фотографии Александра Пантюхина
                                                                                    сделанные на месте посадки спускаемого аппарата КК «Союз ТМА-11»

     И в заключение, три страницы из внутреннего документа NASA

56

57

58

        21 мая 2008г. на сайте НК появилось следующее сообщение: «Причиной баллистического спуска корабля «Союз ТМА-11» в апреле этого года стало неотделение приборно-агрегатного отсека от спускаемой капсулы, сообщил в среду журналистам начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. «Причина известна. Приборно-агрегатный отсек (один из отсеков корабля «Союз ТМА-11») несвоевременно отделился от спускаемого аппарата. Это явилось причиной баллистического спуска», — сказал Краснов». Несвоевременное отделение приборно-агрегатного отсека нельзя считать непосредственной причиной, т.к. об этом стало известно еще до посадки корабля по данным телеметрии. Истинная причина, вероятно, связана с командами или исполнительными механизмами, приведшими к несвоевременному отделению отсека.    

 

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий