Представьте себе, что, раскрыв газету «Известия» или «Российскую газету», вы читаете: «Продаются «Царь-пушка» и «Царь-колокол» на аукционе…». Трудно предположить, что началось бы у нас на телевидении и в газетах, в Думе и на улицах. Но когда в газетах появились сообщения о продаже с аукциона нашего космического корабля «Буран», это воспринялось абсолютно равнодушно. Царь-пушка, созданная в 1586 г., калибр ядер 890 мм никогда не стреляла, но является памятником национальной гордости нашего литейного искусства.
Существующий до настоящего времени утилитарно-политически-конъюктурный взгляд на наш космический корабль «Буран»: раз мы не первые, значит плохо, не совместим с национальной гордостью и уважением к тому поколению российских инженеров, которые создали «Буран».
Когда читаешь, что наш «Буран», как диковинного зверя повезли в Австралию на развлечения («Российская газета» от 11.02.2000г.), или, что он выставлен на аукцион («Известия», 29.02.2000г.), то в душе тех, кто создавал ракетную технику, а их осталось очень мало, возникает неприятное чувство к таким «деловым» людям. Что удивляться разгрому статуй в Летнем саду, погрому кладбищ, храмов и т.п. Место «Бурана» в музее.
Все рассуждения о преимуществе «Шаттлов» по отношению к «Бурану» не выдерживают критики, потому что в системе «Энергия–Буран» заложены принципиально отличные и более перспективные конструктивные решения, чем в системе «Спейс-Шаттл». К таким преимуществам относится то, что ракета «Энергия» может выводить на орбиту не только самолет, но и любые другие космические объекты большого веса; «Буран» мог совершать полеты и посадку, как в автоматическом режиме, так и с помощью пилотов, При проектировании и создании «Бурана» были в той или иной степени учтены недостатки первого периода эксплуатации «Шаттла».
Буран дорого обошелся стране, нашему народу. 13 лет десятки тысяч людей вкладывали в его создание опыт, ум и профессионализм. За эти годы было израсходовано 14 млрд. руб. Стоимость первого запуска 15 ноября 1988г.- 350 млн. руб., стоимость самого «Бурана»- 140 млн. руб., а чистые расходы на запуск составили 240 млн. руб.
Тем более позорно продавать на аукционе за $3 млн. результат творческого труда первого поколения инженеров космонавтики. Печальная судьба «Бурана» – это, прежде всего позор тем, кто рассматривает космонавтику не как науку о Вселенной, развитие которой обеспечивает научно-технический прогресс страны, а как коммерческую сделку.
Самолет-аналог орбитального корабля (ОК) «Буран» БТС-02 ГЛИ стал экспонатом летней Олимпиады 2000г. в Сиднее. Условия и стоимость контракта между оргкомитетом Олимпиады и ОАО НПО «Молния» не разглашаются, но известно, что БТС-02 ГЛИ передан в долгосрочный лизинг австралийской стороне, которая намерена переоборудовать корабль в аттракцион по примеру московского ЦПКиО. («Новости космонавтики». № 12 1999г.). Можно вспомнить слова комментатора Эй-Би-Си: «Россия – великая страна, которая дошла до того, что продает часть своей истории за наличные». |
25 сентября 2004г. на сайте «Новости космонавтики» появилось следующее сообщение: «Советский челнок «Буран 002» из региона Персидского залива скоро перевезут в Германию. В техническом музее Зинсхайма он попадёт в достойную компанию к «Конкорду» и «Ту-14». На этой неделе немецкие СМИ сообщили о том, что съёмочная группа германского телевидения «обнаружила» один из советских космических челноков в пустыне на территории эмирата Бахрейн. Позже, правда, оказалось, что «Буран» не был потерян или брошен на произвол судьбы. Ещё в конце 2003г. его приобрёл для своей экспозиции знаменитый Технический музей в Зинсхайме, что в интервью сайту журнала «Шпигель» 23-го сентября подтвердил его директор Михаэль Вальтер (Michael Walter). Стоимость сделки не разглашается. Есть предположения, что сумма в евро была шестизначной. Тем самым, можно считать неверными версии о том, что корабль станут возить на показ по всему миру или даже частично распродадут элементы его уникальной огнеупорной обшивки на сувениры. В Зинсхайме «Буран» будет находиться, так сказать, словно у генерального конструктора за пазухой. В немецком музее собраны экспонаты, документирующие историю развития мировой инженерно-транспортной мысли. Не случайно именно этот музей обошел многих конкурентов при решении вопроса о том, куда «отдать» снятые с эксплуатации «Конкорды». Один из них отправился в Германию. Официальный владелец корабля «Буран» — российское военно-космическое НПО «Молния». Это научно-производственное объединение являлось разработчиком космического аппарата для советской программы по созданию кораблей многоразового пользования. Единственный орбитальный полёт «Бурана» в беспилотном режиме состоялся 15-го ноября 1988г. Побывавший в космосе корабль был разрушен в результате крушение ангара на космодроме в Байконуре в 2002г. «Буран 002», находящийся сейчас Бахрейне (кстати, точное место его хранения держится в секрете), является одним из прототипов. На нём отрабатывали механизмы и технические параметры возвращения на Землю. В общей сложности «второй номер» совершил 25 полётов в земной атмосфере. В Зинсхайме есть уже экспонаты из России. Несколько лет назад сюда прибыл советский ответ «Конкорду» — «Ту-144». Свои последние рейсы оба проделали по воде — на баржах, а затем — на сверхмощных тягачах, частично — по автобану. Буквально каждый метр пути в Зинсхайм был зафиксирован многочисленными видеокамерами, а документальные фильмы неоднократно демонстрировали по немецкому телевидению, повышая известность и без того знаменитого музея. По всей видимости, если проект по приобретению и транспортировке «Бурана» на немецкую землю закончится успешно, такой фильм будет снят о новом «звёздном» во всех отношениях экспонате.
НПО «Молния» является владельцем ещё одного недостроенного после остановки программы прототипа. Как сообщатся, его также купили немецкие музейщики, и он будет, по всей видимости, выставлен в экспозиции, расположенной в городе Шпейер. Четыре года назад один австралийский бизнесмен взял «Буран 002» в аренду, чтобы заработать денег, показывая его публике в Сиднее, когда там проходили Олимпийские игры. Но бизнес-план не оправдался, сообщил в интервью журналу «Шпигель» Михаэль Бубка (Michael Bubka), участвовавший в реализации проекта в качестве менеджера. Затем корабль в аренду у «Молнии» взяла сингапурская фирма для показа во время летнего фестиваля в Бахрейне, но проект провалился по организационным причинам, «Молния» своих денег не получила. С этого времени корабль и находится в Бахрейне, где его обнаружила одна из немецких съёмочных групп. Эксперты, изучившие её видеозаписи, подтвердили подлинность находки. Немецкий предприниматель Кай Нидермайер (Kai Niedermeier), заявивший на днях о намерении купить советский челнок, по всей видимости, опоздал. Как это часто бывает в мире искусства, музеи без лишнего шума приобретают значительные произведения и исторические раритеты. Музей в Зинсхайме, похоже, пошел по этому пути для приобретения ценного памятника истории техники. Зная трепетное отношение немцев ко всему, что связано с техникой, можно быть уверенными, что за будущее «Бурана» можно не беспокоиться».
12 апреля 2008г. в технический музей города Шпайер доставлен новый экспонат — орбитальный корабль «Буран». Правда, это не тот знаменитый челнок, что полетел в 1988 году в космос, а его предшественник. После закрытия амбициозного проекта, затеянного в пику американскому шаттлу, корабль оказался никому не нужен. В 2000 году на нем пытались заработать деньги и выставили на сиднейской Олимпиаде. Оттуда он переместился в Бахрейн в качестве диковинной игрушки для местного миллионера.
Теперь же побитый и потрепанный «Буран», наконец, нашел пристанище. В Германии ему пообещали достойную старость.
12 мая 2002г. средства массовой информации сообщили, что летавший космический самолет «Буран» планируют выставить на аукцион со стартовой ценой около $6 млн.
Ранее сообщалось на сайте А. Железнякова, что этот «Буран» был построен в 1984г. и совершил лишь несколько испытательных дозвуковых полетов в атмосфере. «Буран», якобы, через посредников хочет продать НПО «Молния», где в свое время разрабатывался многоразовый орбитальный корабль
В этот же день 12 мая 2002г. ракета «Энергия» и планировавшийся на продажу «Буран» гибнут под развалинами того монтажно-испытательного корпуса (МИК), в котором сначала собиралась королевская сверхтяжелая ракета Н-1, а затем глушковская сверхтяжелая ракета «Энергия». Символически создается впечатление, что погибли они в знак протеста против предстоящего позора торгов.
25 сентября 2004г. на сайте «Новости космонавтики» появилось следующее сообщение: «Советский челнок «Буран 002» из региона Персидского залива скоро перевезут в Германию, передает сайт www.samsratoday.ru со ссылкой на «Немецкую волну». В техническом музее Зинсхайма он попадёт в достойную компанию к «Конкорду» и «Ту-144». На этой неделе немецкие СМИ сообщили о том, что съёмочная группа германского телевидения «обнаружила» один из советских космических челноков в пустыне на территории эмирата Бахрейн. Позже, правда, оказалось, что «Буран» не был потерян или брошен на произвол судьбы. Ещё в конце 2003-го года его приобрёл для своей экспозиции знаменитый Технический музей в Зинсхайме, что в интервью сайту журнала «Шпигель» 23-го сентября подтвердил его директор Михаэль Вальтер (Michael Walter). Стоимость сделки не разглашается. Есть предположения, что сумма в евро была шестизначной. Тем самым, можно считать неверными версии о том, что корабль станут возить на показ по всему миру или даже частично распродадут элементы его уникальной огнеупорной обшивки на сувениры. В Зинсхайме «Буран» будет находиться, так сказать, словно у генерального конструктора за пазухой. В этом немецком музее собраны экспонаты, документирующие историю развития мировой инженерно-транспортной мысли. Не случайно именно этот музей обошел многих конкурентов при решении вопроса о том, куда «отдать» снятые с эксплуатации «Конкорды». Один из них отправился в Германию. Официальный владелец корабля «Буран» — российское военно-космическое НПО «Молния». Это научно-производственное объединение являлось разработчиком космического аппарата для советской программы по созданию кораблей многоразового пользования. Единственный орбитальный полёт «Бурана» в беспилотном режиме состоялся 15-го ноября 1988 года. Побывавший в космосе корабль был разрушен в результате крушение ангара на космодроме в Байконуре в 2002 году. «Буран 002», находящийся сейчас Бахрейне (кстати, точное место его хранения держится в секрете), является одним из прототипов. На нём отрабатывали механизмы и технические параметры возвращения на Землю. В общей сложности «второй номер» совершил 25 полётов в земной атмосфере.
В Зинсхайме есть уже экспонаты из России. Несколько лет назад сюда прибыл советский ответ «Конкорду» — «Ту-144». Свои последние рейсы оба проделали по воде — на баржах, а затем — на сверхмощных тягачах, частично — по автобану. Буквально каждый метр пути в Зинсхайм был зафиксирован многочисленными видеокамерами, а документальные фильмы неоднократно демонстрировали по немецкому телевидению, повышая известность и без того знаменитого музея. По всей видимости, если проект по приобретению и транспортировке «Бурана» на немецкую землю закончится успешно, такой фильм будет снят о новом «звёздном» во всех отношениях экспонате. НПО «Молния» является владельцем ещё одного недостроенного после остановки программы прототипа. Как сообщатся, его также купили немецкие музейщики, и он будет, по всей видимости, выставлен в экспозиции, расположенной в городе Шпейер. Четыре года назад один австралийский бизнесмен взял «Буран 002» в аренду, чтобы заработать денег, показывая его публике в Сиднее, когда там проходили Олимпийские игры. Но бизнес-план не оправдался, сообщил в интервью журналу «Шпигель» Михаэль Бубка (Michael Bubka), участвовавший в реализации проекта в качестве менеджера. Затем корабль в аренду у «Молнии» взяла сингапурская фирма для показа во время летнего фестиваля в Бахрейне, но проект провалился по организационным причинам, «Молния» своих денег не получила. С этого времени корабль и находится в Бахрейне, где его «обнаружила» одна из немецких съёмочных групп. Эксперты, изучившие её видеозаписи, подтвердили подлинность находки. Немецкий предприниматель Кай Нидермайер (Kai Niedermeier), заявивший на днях о намерении купить советский челнок, по всей видимости, опоздал. Как это часто бывает в мире искусства, музеи без лишнего шума приобретают значительные произведения и исторические раритеты. Музей в Зинсхайме, похоже, пошел по этому пути для приобретения ценного памятника истории техники. Зная трепетное отношение немцев ко всему, что связано с техникой, можно быть уверенными, что за будущее «Бурана» можно не беспокоиться».
12 мая 2002г. средства массовой информации сообщили, что летавший космический самолет «Буран» планируют выставить на аукцион со стартовой ценой около 6 млн. долларов.
Ранее сообщалось на сайте А.Железнякова, что этот «Буран» был построен в 1984 году и совершил лишь несколько испытательных дозвуковых полетов в атмосфере. «Буран» якобы через посреднеков хочет продать НПО «Молния», где в свое время разрабатывался многоразовый орбитальный корабль.
В этот же день 12 мая 2002г. ракета «Энергия» и планировавшийся на продажу «Буран» гибнут под развалинами того монтажно-испытательного корпуса (МИК), в котором сначала собиралась королевская сверхтяжелая ракета Н-1, а затем глушковская сверхтяжелая ракета «Энергия». Символически создается впечатление, что погибли они в знак протеста против предстоящего позора торгов.
МИК для «Бурана» на 112 площадке Байконура
До обрушения и после
(14 мая 2002г. Сайт А.Железнякова)
Сообщений, что на аукционы выставляются обломки, пока не было.
5 мая 2001. в США на аукционе было выставлено на продажу 2855 предметов, имеющих отношение к космосу. Среди них можно встретить и метеориты, и фотографии с автографами космонавтов, и фрагменты космических аппаратов и ракет, и многое другое. Одно из центральных мест занимает спускаемый аппарат корабля «Союз ТМ-26», на котором 19 февраля 1998г. на Землю возвратились космонавты Анатолий Соловьев, Павел Виноградов и Леопольд Эйхартс (Leopold Eyeharts). Организаторы торгов надеются продать спускаемую капсулу за 2-2,5 миллиона долларов.
9 мая 2001г. с аукциона Christie ушло немало исторических реликвий. Под номером 227, который и вызвал шумиху в прессе, значится отчет о полете корабля «Восток», сделанный Ю.А.Гагариным 15 апреля 1961г. перед членами Государственной комиссией с собственноручными правками и автографом первого космонавта.
Лот 225. Двадцать восемь отдельных пронумерованных и подписанных страниц эскизов первых советских ракетных двигателей, использованных в качестве иллюстраций к книге Валентина Петровича Глушко «Путь ракетной техники. 1924-1946» (Москва, 1977).
Лот 226. Рукопись с собственноручными эскизами Константина Эдуардовича Циолковского, сделанная в период подготовки работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903г.). Первая работа ученого по ракетной технике. На основании простейших законов теоретической механики (закона сохранения количества движения и закона независимого действия сил) была дана теория полета ракеты и обоснована возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений. Семнадцать страниц с четырьмя пронумерованными рисунками. Текст выполнен серыми чернилами на коричневатой бумаге. В описании лота указано, что рукописи Циолковского можно встретить на аукционах чрезвычайно редко.
Лот 228. Оригинал рапорта Ю.А. Гагарина от 2 декабря 1967г. на имя начальника в/ч 26266 генерал-майора авиации Н.Ф.Кузнецова.
«Начальнику в/ч 26266
генерал-майору авиации
т. Кузнецову Н.Ф.
Прошу Вашего ходатайства перед Вышестоящим командованием об освобождении меня от обязанностей заместителя начальника в/ч 26266 по летно-космической подготовке до 1 мая 1968г. Указанное время необходимо для сдачи последней экзаменационной сессии в академии им профессора Н.Е.Жуковского, работы над дипломным проектом и его защиты. Сложившаяся в настоящее время обстановка не позволяет это сделать совместно с исполнением служебных обязанностей.
Считаю морально неоправданным находится на должности заместителя начальника в/ч 26266 по летно-космической подготовке, не имея возможности летать самому и контролировать летную подготовку подчиненного состава..
полковник Гагарин
2.12.67 г.»
В состав лота входит и докладная записка генерал-майора авиации Н.Ф.Кузнецова на имя генерал-полковника авиации Н.П.Каманина по существу рапорта.
«Генерал-полковнику авиации тов. Каманину Н.П.
Докладываю по существу рапорта полковника Гагарина Ю.А. от 2.12.67г. В связи со сложившейся в данное время обстановкой, считаю целесообразным предоставить полковнику Гагарину Ю.А. необходимое время для завершения учебного процесса в академии им. профессора Жуковского. Самостоятельный вылет на боевом самолете и дальнейшие тренировочные полеты, перенести в наиболее благоприятные метеорологические условия весенне-летнего периода 1968 года. Генерал-майор Кузнецов».
На записке резолюция: «Согласен. Н.Каманин. 8.12.67».
Лот 229. Цветная фотография космонавтов Ю.А.Гагарина, Г.С.Титова, А.Г.Николаева, П.Р.Поповича, В.Ф.Быковского и В.В.Терешковой с их автографами и надписью, сделанной генерал-полковником авиации Н.П.Каманиным: «Анисимову Д.А. в день 60-летия и в память о первых космических полетах. 15 мая 1964г.».
Лот 230. Цветная фотография Земли, сделанная Г.С.Титовым в ходе полета на космическом корабле «Восток-2» 6-7 августа 1961г. На фотографии собственноручная подпись космонавта.
Лот 231. Цветная фотография первых 11 советских космонавтов с их автографами. По воспоминаниям Алексея Леонова было сделано не более 14 оттисков, на которых расписались все космонавты.
Лот 232. Оригинальный фрагмент полетного костюма Юрия Алексеевича Гагарина. Закрывал нарукавное зеркало и был удален с костюма незадолго до старта. На фрагменте автограф инженера Олега Ивановского и дата 12.04.61. Фрагмент оранжевого цвета. Надпись сделана черным фломастером.
Лот 233. Туба «Кофе с молоком», побывавшая в космосе 12 апреля 1961 года на борту корабля «Восток». К лоту прилагается подтверждающий документ, подписанный Олегом Ивановским.
Лот 235. Модель ракетного двигателя РД-107, который устанавливался на первых советских ракетах-носителях и с помощью которого на орбиту были выведены и первый спутник, и первые автоматические межпланетные станции, и первый человек.
Лот 238. Космический скафандр «Беркут». Первый советский скафандр, предназначенный для работы в открытом космосе. Выставленный на продажу экземпляр использовался на Земле в целях обучения космонавтов.
25 июня в Беверли-Хиллз состоялся аукцион, где с молотка пошли космические костюмы космонавтов А.Волкова, В.Джанибекова и Ю.Романенко, перчатка, побывавшая в космосе на правой руке Титова. Среди российских экспонатов находилось письмо Волкова, которое он «с оказией» отправил своей жене со станции «Мир» в октябре 1991г., а также многое другое. Цена на эти предметы от $2.5 до $35 тыс. Кроме перечисленных выше предметов, на продажу выставлялась технологическая модель АМС «Фобос», которая была в свое время подарена российскими учеными Американскому планетарному обществу. На аукцион были переданы личные вещи американских астронавтов, в том числе переписка, имевшая гриф «секретно».
В декабре 1993г. три небольших фрагмента лунного грунта, доставленного АМС «Луна-16» были проданы на аукционе «Сотбиз» за ошеломляющую сумму в $442 500.
27 декабря 2004г. анонимный продавец из американского штата Вирджиния выставил на продажу обломок орбитальной станции «Салют-6» — резервуар из-под гелия. В прилагаемом к лоту описании указано, что этот фрагмент был найден вскоре после падения станции 7 февраля 1991г. Его вес 16 кг. На внешей поверхности сохранились следы воздействия микрометеоритов. Начальная цена «салютовского» фрагмента составила $75, но сейчас его готовы приобрести уже за $7,5 тыс.
По сообщениям СМИ 8 декабря 2008г/ уникальные раритеты из истории советской космонавтики выставлены на торги на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Лоты были предложены покупателям 11 декабря 2008г. В частности, с молотка должен уйти отчет о полете корабля «Восток». Одна из четырех сохранившихся копий этого документа, как ожидается, будет куплена за сумму от $500 до 700 тыс. Кроме того, на торги выставляется копия доклада Гагарина перед Государственной комиссией по космической технике. Текст речи, которую первый покоритель космоса подготовил всего за два дня до своего исторического полета, может быть приобретен за $200-300 тыс. На продажу также выставлены дневники и записки Василия Мишина, близкого соратника Сергея Королева и известного конструктора ракетно-космической техники. В этих материалах, относящихся к периоду с 1960 по 1974 годов, автор излагает хронику развития советской космической программы. Как ожидается, данный лот будет приобретен за сумму до полумиллиона долларов, сообщает ИТАР-ТАСС.
Если Вам понравилась статья, подпишитесь на нашу рассылку и оставьте комментарий ниже.