6 августа 1961г. в СССР ракетой-носителем «Восток» был выведен на орбиту вокруг Земли второй корабль со вторым космонавтом мира Титовым Германом Степановичем. После полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961г. американцы предпринимали попытки полета в космос, но это были суборбитальные полеты. 5 мая А. Шеппард на корабле «Меркурий-3», и 21 июля В. Гриссом на корабле «Меркурий-4».
Как говорил в 1990г. академик В.П. Мишин, дату полета Г. Титова определил сам Н.С. Хрущев, видимо, чтобы иметь определенные силовые аргументы, т.к. после полета второго корабля через несколько дней в Берлине была воздвигнута стена, отделившая Западный Берлин и Восточный. Полет нашего корабля «Восток-2» оказал сильную поддержку правительству ГДР в этом мероприятии. Но, несмотря на эти политические «игры», сам полет представлял собой большое достижение в нашей космонавтике.
Корабль стартовал 6 августа 1961г. в 9 часов утра по московскому времени. Он вышел на орбиту с минимальным удалением от Земли — 178 км и максимальным — 257 км, период обращения составлял 88,6 мин. Вес космического корабля без учета веса последней ступени ракеты-носителя составил 4731 кг. С кораблем осуществлялась постоянная радиотелефонная связь.
При пролете над территорией СССР передавались телевизионные изображения космонавта. Во время полета проверялась система ручного маневрирования на орбите. Всего за 16 витков вокруг Земли корабль «Восток-2» с космонавтом Г.Титовым пролетел 654800 км. Г. Титов остается в статистике космонавтики самым молодым на момент старта космонавтом. Ему было тогда 25 лет. После 17-го витка корабль успешно приземлился в заданном районе. Полет продолжался 25 часов 18 мин. Полет космического корабля «Восток-2» был серьезным экзаменом по проверке всех систем корабля и всего космического комплекса, обеспечивающего полеты человека.
Однако полет мог окончиться трагически. Г. Титов приземлился на парашюте в нескольких десятках метров от железной дороги, по которой шел поезд. Проводница поезда, увидев бредущего по степи космонавта, бросила на каком-то полустанке записку, и по каналам правительственной связи о приземлении космонавта в Москве узнали раньше, чем правительственная комиссия на Байконуре. («Смена» от 12 .04.2002г.). Герман Титов из кабинета районного комитета КПСС уже разговаривал с Н. Хрущевым, когда его нашла группа поиска.
Интересная деталь. Спускаемый аппарат Г.Титова после полета был передан в музей, однако при подготовке к полету корабля «Восход» необходимо было отработать систему посадки, и его взяли на испытания. Из-за ошибки электриков корабль разбился, и музей лишился ценного экспоната. С.П. Королев был очень огорчен случившимся.
Фотоблок, посвященный полетам Ю.А. Гагарина и Г.С. Титову из ЕЖ БСЭ
Этот полет был, прежде всего, проверкой конструкторских решений С.П. Королева и его соратников. Второй полет пилотируемого космического корабля подтвердил правильность многих направлений при решении сложнейших проблем. Отныне дорога в Космос человеку была открыта.