Яндекс.Метрика

Земля взрывает ракету

soyuz

Аварии ракет непредсказуемы. Основная причина почти всех аварийных ситуаций, исключая безалаберность и разгильдяйство исполнителей, это недостаточное знание условий, в которых  работает техника.  Тому масса примеров. Первые 10-15 пусков имеют большую частоту отказов. Закономерный процесс отработки любого технического проекта. О том, что ситуации бывают чаще всего непредвиденными и уникальными,  свидетельствует описание одной «классической» аварии, приведенное Б. Чертоком в своих воспоминаниях.

В конце 1966 г. началась активная работа по лунной программе. Отработка кораблей «Союз». 28 ноября 1966г. запускается первый технологический «Союз» (Космос–133). В декабре планировался второй пуск.

14 декабря 1966г. на 31-й площадке космодрома Байконур во время подготовки запуска корабля «Союз» по Лунной программе произошел взрыв ракеты-носителя «Союз». Все шло нормально до команды «пуск». Далее по циклограмме должны были включиться все двигатели, однако в одной из камер сгорания не сработал механизм зажигания, автоматика сбросила дальнейшую работу. Для осмотра механизма зажигания и его замены было принято решение осмотреть камеры и устранить неисправность.

Когда стартовики  внизу ракеты осматривали двигатель, вверху раздался хлопок, и от ракеты отделился спускаемый аппарат, отстрелянный системой аварийного спасения, и благополучно приземлился на парашюте в полукилометре от стартового стола. На землю посыпались обтекатели. и по верхней части ракеты потекли огненные струйки. Текла из разорванных шлангов специальная охлаждающая жидкость, которая воспламенялась как бензин.

Что произойдет дальше, предвидеть было несложно. По громкой связи была дана команда, всем быстро покинуть стартовую площадку. Это спасло людей, пока струйки огня достигли основных баков, почти все убежали. Погиб только один офицер, который попытался укрыться за бетонный блок и задохнулся от дыма. Взрывы были такие сильные, что и старт разворотило, и стекла в километре от старта вылетели. Причину несвоевременного срабатывания системы аварийного спасения (САС) установили довольно быстро.

Как известно, САС предназначена для спасения космонавтов при аварии ракеты-носителя на старте или при полете на начальном этапе. Одной из причин срабатывания САС может быть отклонение ракеты от направления полета на начальном участке больше допустимой величины, в случае, если ракета просто заваливается. В системе управления ракетой основной является гироскопическая система, которая по своей сути раскручивается задолго до старта, привязана к определенным направлениям осей и остается «неизменной», а отклонения ракеты, фиксируемые этой системой, и являются управляющими факторами полета и управления ракетой. В реальных условиях, если ракета отклонится от направления безопасного или нормального полета на недопустимую величину, система гироскопов выдает сигнал на аварийное срабатывание САС, и обитаемый отсек с космонавтами или аппаратурой отстреливается на высоту около 700 м и оттуда спускается на парашюте.

В данном случае произошло обратное. Так как после отмены старта гироскопическая система еще находилась в «раскрученном» состоянии, т.е. она продолжала функционировать, то для ее успокоения требовалось еще минут 40. «Летела» не ракета, а Земля, и происходило отклонение направления осей гироскопической системы от истинного положения неподвижной ракеты. Когда угол достиг критического, сработала система аварийного спасения. Так, фактически, движение Земли вокруг своей оси спровоцировало взрыв ракеты.

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

− 7 = 1