9 марта 2008г. с площадки ELA3 космодрома Куру во Французской Гвиане осуществлен пуск ракеты-носителя Ariane-5 с автоматическим грузовым транспортным кораблем ATV ‘Jules Verne’ на борту.
Пуск прошел успешно. Через 1 час 6 минут 42 секунды после старта корабль отделился от носителя и вышел на околоземную орбиту с наклонением 51,6 градуса и высотой около 260 км. Цель полета — доставка грузов и топлива на МКС (29-й корабль снабжения МКС).
Корабль ATV (Automated Transfer) разработан кооперацией европейских предприятий под руководством специалистов компании EADS Astrium. Предназначен для доставки на борт МКС оборудования и запчастей, а также продуктов питания, воздуха и воды для основной экспедиции. Стартовая масса корабля составляет 19357 кг (сухая масса — 10470 кг). Масса расходных материалов, которые будут доставлены на МКС — около 8,5 тонн.
29 марта 2008г. было проведено первое пробное сближение европейского грузового корабля Jules Verne и МКС. В процессе маневрирования корабль приблизился к МКС на 3,5 км и на некоторое время «завис» там. Между Jules Verne и станцией была установлена радиосвязь по межбортовой радиолинии. Российский ЦУП при этом обеспечивал управление ориентацией МКС. Экипаж станции контролировал процесс с помощью радиотехнической системы «Курс».
«Жюль Верн»
Сайт Lody kosmicznne- http://astro.zeto.czest.pl/index.html
3 апреля 2008г. европейский грузовой корабль Jules Verne успешно состыковался с МКС. Стыковка произведена в автоматическом режиме. Корабль пристыковался к стыковочному узлу на российском модуле «Звезда». Jules Verne доставил на станцию 7,6 тонн различных грузов. В составе МКС корабль пробудет около полугода, после чего будет загружен мусором и затоплен в Тихом океане.
«Это важное событие для Европейского космического агентства (ЕКА) и всей Европы в целом. Впервые в истории европейский космический корабль причалит к МКС», — рассказали «Интерфаксу» в российском представительстве ЕКА. Главным разработчиком и изготовителем «Жюля Верна» выступил европейский космический концерн Eads Astrium, который объединил усилия предприятий из 10 стран-членов ЕКА и нескольких американских компаний. Россия также внесла немалый вклад в разработку корабля. Установленное на «Жюле Верне» оборудование дозаправки МКС компонентами топлива, система управления оборудованием и автоматическая система сближения «Курс» созданы российскими специалистами. Аналогичное оборудование для следующих европейских кораблей также будет создаваться Россией. ATV стартовал в космос с латиноамериканского космодрома Куру во французской Гвиане еще 9 марта и до 3 апреля корабль находился на отдалении от МКС и ожидал завершения полета американского шаттла «Эндевор». Это время сотрудники европейского центра управления полетами использовали для проведения тестирования оборудования «Жюля Верна» и маневров на орбите. Планируется, что «грузовики» серии ATV будут летать к МКС раз в 12-16 месяцев.
После касания кораблем причала станции через день экипаж МКС открыл переходной люк на корабль и установил внутри очистители воздуха. Еще через сутки космонавты приступили к разгрузке корабля. За навигацию корабля на дальних расстояниях во время операции по стыковке отвечает американская система GPS. На дистанции десятков метров от МКС ориентация «Жюля Верна» переходит к европейской лазерной системе, которую, в случае необходимости можно скорректировать с помощью аппаратуры российской системы сближения «Курс».
6 сентября 2008г. «Жюль Верн», успешно отстыковался и начал медленно отходить от МКС. На расстоянии 3 м от МКС включились двигатели ATV на увод. На расстоянии 5 км заблокировались автоматические системы «Жюль Верна», ответственные за выполнение аварийного увода в том случае, если есть угроза столкновения со станцией. 29 сентября корабль, загруженный отходами с МКС, вошел в плотные слои атмосферы и был затоплен в незаселенной южной части Тихого океана
После успешной миссии космического грузового корабля «Жюль Верн» в составе МКС Европейское космическое агентство /ЕКА/ готовит к запуску усовершенствованную модель. Запуск нового грузового корабля запланирован на 2010 г. Всего ЕКА заключило договор на поставку пяти кораблей такого того же типа, что и «Жюль Верн», общей стоимостью 2 млрд. евро.
8 апреля 2008г. СМИ сообщили, что в Японии представлена техническая модель космического «грузовика». Он должен стать одним из основных средств доставки грузов на Международную космическую станцию после списания американских «шаттлов» в 2010 г. Корабль, выставленный аэрокосмическим агентством JAXA в научном центре в городе Цукуба, способен принять на борт до 6 т любых грузов — от воды и пищи до одежды и экспериментальной аппаратуры. Утверждается, что он более вместительный, чем российские и европейские аналоги. Японский челнок (HTV) длиной около 10 м имеет цилиндрическую форму диаметром 4,4 м. Первый запуск «грузовика» запланирован на следующее лето. Вывод на орбиту будет осуществляться тяжелой ракетой H-2B, которая еще находится в стадии разработки. В период с 2009 по 2015 гг. предполагается осуществить 7 стартов, которые обойдутся в 68 млрд. иен (около $680 млн. долларов по текущему курсу).
В середине марта 2010г. Европейское космическое агентство объявило, что третий грузовой транспортный корабль ATV, предназначенный для снабжения грузами Международной космической станции, получил имя Эдуардо Амальди (Edoardo Amaldi), итальянского физика и пионера космонавтики в этой стране. В космос он должен отправиться не позже 2012 г. Два первых европейских грузовика получили имена Жюля Верна (Jules Verne) и Иоганна Кеплера (Johannes Kepler). Первый уже «слетал» на станцию, второй отправится к ней в конце 20010г.