Яндекс.Метрика

14 января 1966 года умер Сергей Павлович Королев

s.p.korolyev

 

Из дневника  Н.П. Каманина

«… Около 7 вечера раздался телефонный звонок — генерал Кузнецов передал мне страшную весть: умер Сергей Павлович…

Как горная лавина внезапно и неотвратимо обрушилось на нас это тяжелейшее несчастье. Страна потеряла одного из самых выдающихся своих сыновей и космонавтика наша осиротела. Королев — главный автор и организатор всех наших космических успехов. Его личные заслуги перед космонавтикой, советским народом и всем человечеством безграничны. Он многое еще мог совершить, он ушел от нас в расцвете своего таланта.

Я не думаю, что смерть Королева затормозит наше продвижение вперед в освоении космоса. У нас созданы мощные научные и промышленные коллективы, они способны успешно решать самые сложные задачи.

53-1

… Сегодня космонавты уже несколько раз стояли в почетном карауле у гроба, а в 9 часов вечера будут присутствовать при кремации тела. Оперировал Королева сам Петровский — министр здравоохранения. Сергей Павлович пришел в больницу, как говорится, своими ногами, врачи заверили его, что операция продлится несколько минут, а фактически она продолжалась более пяти часов…  Ослабленное сердце не выдержало такой нагрузки, и наступил паралич». Заслуживает внимания то, что писал о Королеве патриарх  космонавтики Г. Оберт: «Наверное, если бы жил мой коллега, господин Циолковский… с которым я состоял в переписке, то мы бы при встрече с Королевым сказали ему: «Браво! Браво! Вы осуществили мечту, питавшую наш разум многие годы и в реализацию которой мы внесли свой посильный вклад». Человечество благодарно этому человеку за совершенное. Получить признание человечества – значит надо быть, по меньшей мере, выдающимся деятелем науки и культуры». («Конструкторы», М.: Изд-во политической литературы, 1989). В книге А. Романова «Королев» (М.: Молодая Гвардия, 1990) приводятся мысли Сергея Павловича, высказанные им незадолго до смерти. Так как упоминается выход А.А. Леонова в открытый космос, можно предположить, что написаны эти слова были во второй половине 1965 г. «Стремителен бег времени. Замечательных успехов достигла советская наука, техника и промышленность, что ярко отразилось в осуществлении впервые космических полетов Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова на корабле «Восток-1» и «Восток-2», воистину открывших для человечества эру космического летания. Эпоха работы человека в свободном космосе началась, когда Алексей Леонов шагнул в открытое пространство и свободно поплыл в нем.

Еще малоизученные пространства космоса, несомненно, представляют большой практический интерес для решения целого ряда прикладных задач народнохозяйственного и научного значения. Можно ожидать в ближайший период времени создания системы спутников-станций для целей связи и ретрансляции радио- и телевизионных передач, для обеспечения навигации судов и самолетов, для систематического наблюдения за погодой, а в будущем, быть может, и для некоторого активного воздействия на формирование погоды. С помощью спутников и пилотируемых орбитальных аппаратов будут проводиться научные исследования Земли, как планеты Солнечной системы, будут изучаться прилегающие к земной атмосфере области космического пространства и явления, связанные с деятельностью Солнца…

С берега Вселенной, которым стала священная земля нашей родины, не раз уйдут в неизведанные космические дали советские корабли…

Все сказанное — увлекательные планы исследования Вселенной, это шаги в будущее. Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно опирается на уже достигнутое.

54-1

С.П. Королев в гробу. Колонный зал Дома союзов, 17 января 1966 г.

55-1

Урну с прахом С.П. Королева несут Л В. Смирнов, М. В. Келдыш, С.А. Афанасьев

         В последней книге Б.Е. Чертока приводятся воспоминания знаменитого хирурга А. Вишневского о событиях, связанных с операцией Королева. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что операция была проведена небрежно, автомат искусственного кровообращения не был подготовлен заранее. «Королев — это трагедия и несчастный случай в нашей медицине. Он должен был жить».

Прав был Я. Голованов: «Королев не умер, Королев погиб!». Такого же мнения и В.С. Сыромятников, который пишет в своей книге «100 рассказов …». —  М.: «Логос», 2003г: «Нет, он не умер, он погиб. Поверил своему «другу», академику Петровскому, который обещал сделать все, как надо. И какие бы оправдательные слова не говорили, какие бы ни писали медицинские заключения и ни проводили объективные расследования, ничто не могло вытравить мысли о совершенном убийстве. Как можно браться за операцию без квалифицированного всестороннего обследования, не подготовив всего необходимого на случай осложнения; как можно браться за операцию не по своему профилю, когда в Москве в это время практиковал А.Н. Рыжих – лучший проктолог мирового класса, сделавший выездную операцию самой голландской королеве?

Такие просчеты преступны по отношению к любому человеку, а ведь в данном случае пациентом был настоящий российский Король, гений советской науки и техники».

Тем более то, что Королев серьезно болен, знали задолго до этого не только врачи, но и он сам. Вот как пишет об этом в книге «Дороги в космос» (М.: МАИ, 1992г.) Е.В. Шабаров: «Что болен, он знал, в этом глубоко уверен и располагаю доказательствами. Ведь на космодроме, где нам приходилось часто бывать, отношения другие, чем в КБ, не такие формальные. И вот как-то, а он очень любил вечером перед ужином пройтись, он меня пригласил: «Евгений Васильевич, пойдем пройдемся». А идти полкилометра, не больше. Вечерок, тепло, идем. Вдруг он схватился за живот, побледнел, я тоже растерялся: «Сергей Павлович, что с Вами?» «Молчи!» — «Сергей Павлович, давайте я машину остановлю и Вас посажу». – «Молчи, не надо ничего». – «Что это такое?» — «Это то, что тебе знать не положено, это неизлечимо». Вот его слова. Это произошло примерно за год до его смерти. Потом утром, но несколько раньше обычного, я зашел к нему доложить о ходе работ. Сергей Павлович уже принимал ванну, а женщина из обслуживающего персонала убирала постель. Я смотрю, на постели большое пятно крови, и говорю: «Что такое?» Она отвечает: «Евгений Васильевич, не подавайте вида, что Вы знаете об этом. Сергей Павлович запретил кому-либо говорить». Я так и не стал спрашивать Сергея Павловича. А в январе 1966 г. он умер».

Ничего удивительного нет в том, что операция, проведенная Б. Петровским, недавно назначенным перед этим министром здравоохранения СССР, прошла неудачно. Такие случаи бывают. Удивительно другое. Вскоре после этого Б. Петровскому было присвоено звание Героя социалистического  труда.

56-1

Академик РАН Б.В.Петровский(1908-2004г). В январе 1966 г. будучи министром здравоохранения СССР лично оперировал Сергея Павловича Королева. В результате той   операции мы потеряли Главного конструктора

Свое мнение о болезни и смерти С.П. Королева высказал Е.В. Шабаров. («Дороги в космос». – М.: МАИ, 1992): «Все считали, что смерть Сергея Павловича Королева была неожиданной, а, по моим наблюдениям, это не так».

В книге Я.Голованова «Заметки вашего современника» (Изд. «Доброе слово»; М.2001) читаем:  «С Игнатенко и Ростом еду в Питер агитировать за «КП». Кроме агитмероприятий встречался с военными моряками-подводниками, с которыми в 1955 г. плавал Королёв, испытывая морской вариант своей ракеты Р-11ФМ. Тогда и родились подводные ракетоносцы. На следующий день Игнатенко упросил нас зайти к родителям его друзей: профессору-онкологу Андрею Михайловичу Ганичкину и его жене — милейшей Ите Наумовне, которая показывала нам свою уникальную коллекцию коньяков, а потом накормила таким ужином, что мы со стульев попадали. С Андреем Михайловичем был у меня разговор о смерти Королёва. Он сказал с сарказмом: «Министру здравоохранения, конечно, виднее, но дело в том, что такая болезнь, как саркома прямой кишки, которую нашёл у Королёва министр Петровский, в медицинской литературе не описана…В ноябре 1989 года я беседовал с Борисом Васильевичем Петровским, который оперировал и погубил Королёва, и сказал ему об этом. Он ответил, что саркома прямой кишки — чрезвычайно редкое заболевание, составляющее из числа злокачественных опухолей прямой кишки менее 1%. Но она описана, например, в руководстве крупнейшего нашего онколога Николая Николаевича Петрова. Доказательств у меня нет, но я подозреваю, что подобный диагноз поставлен был для того, чтобы показать, что Королёв был обречён вне зависимости от исхода операции».

А что если…

В публикациях о советской космонавтике часто мелькает выражение: «А что было бы, если бы Королев не погиб на операционном столе?». Прежде чем предоставить слово ряду авторитетных лиц, посмотрим, какой был для С.П. Королева год 1965. По количеству  запусков космических аппаратов этот год можно считать одним из самых напряженных. Было произведено около 112 запусков, из которых  провели  47 – США и 65 – СССР. В США полным ходом шла программа подготовки к запуску человека на Луну. За год запускается 5 кораблей «Джемини» с № 3 по № 7, а у нас был запущен только 1 корабль «Восход-1». Программа Королева по ракете Н-1 идет с большим трудом. Челомей запускает свои первые два «Протона». Программа Е-6 мягкой посадки на Луну постоянно срывается из-за аварий ракет-носителей. Запуски 12 марта, 10 апреля, 9 мая, 8 июня, 4 сентября, 4 октября, 3 декабря 1965г. с целью мягкой посадки на Луну были неудачными. Одновременно С.П. Королев осуществляет запуск двух АМС к Венере и первого ИСЗ «Молния-1». Трудно даже представить, какая колоссальная нагрузка легла на плечи С.П. Королева и его соратников. Но американцы своими запусками «Аполлонов-3,-4,-5» уже значительно начинают нас опережать. Запуски «Аполлонов» свидетельствуют, что идет успешная отработка ракеты «Сатурн-5».

А у нас в это время идет спор между Королевым, Челомеем и Глушко. Примечателен такой факт, что, когда через 2 недели после смерти С.П. Королева была впервые в мире осуществлена мягкая посадка на Луну АМС «Луна-9», то ни на одном торжественном мероприятии, ни на одной пресс-конференции не упоминалось имя уже рассекреченного самой смертью Сергея Павловича Королева.

Я. Голованов в своей книге «Королев. Факты и мифы». (М.:Наука, 1994)  фактически отвечает на вопрос, что было бы, если Королев был бы жив  — вероятно, на Луне мы бы были первыми.

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

39 − = 35