Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился в Киеве 25 декабря 1909г. Он в полной мере впитал в себя все те качества, которые вкладываются в подлинный смысл понятия технического интеллигента. Творческий путь начал на Харьковском турбогенераторном заводе инженером-расчетчиком после окончания в 1930г. Харьковского механико-машиностроительного института. Его первой серьезной работой было участие в проработке проекта первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности.
С 1932г. Глеб Евгеньевич работает в авиационной промышленности. В Харьковском авиационном институте он разрабатывает паротурбинную двигательную установку для тяжелого бомбардировщика А.Н. Туполева.
Академик Г. Е. Лозино-Лозинский
В 40-х годах стало неэффективным использование воздушного винта как основного движителя при увеличении скоростей полетов. Все авиаконструкторы искали решение этой проблемы: испытывались комбинированные двигательные установки, пороховые ускорители, появились первые самолеты с ЖРД. Именно здесь проявилась инженерная прозорливость Г.Е. Лозино-Лозинского. Вся его конструкторская деятельность связана с разработкой принципиально новых и уникальных конструкций, которые определяли поэтапное развитие авиационной и космической техники. В 1941г. Глеб Евгеньевич перешел на работу в ОКБ А.И. Микояна. Здесь он занялся разработкой проектов различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей. Теперь его основным интересом стала энергетика самолетов. Под его руководством и при его непосредственном участии проходило освоение силовых установок нового типа. Коллектив под его руководством разработал первую отечественную форсажную камеру для поршневого двигателя. Камера существенно улучшила его скоростные характеристики. В 1947г. на опытном поршневом самолете была получена скорость в горизонтальном полете 850 км/ч. Были решены проблемы при создании и отработке систем регулирования форсажной камеры.
Затраченные усилия не прошли даром: 18 октября 1949г. впервые в СССР на серийном истребителе МиГ-15 летчиком Д.М. Тютеревым была достигнута скорость звука. Всего было построено 15 560 самолетов 19 модификаций. В феврале 1950г. МиГ-17 был оснащен первой в нашей стране серийной форсажной камерой, разработанной под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского в сотрудничестве с ЦИАМ. Камера увеличила тягу двигателя на 30%. Общее число построенных МиГ-17 в 14 модификациях превысило 11 000 машин.
Затем на первое место вышла задача создания высокоэффективного серийного истребителя. В ОКБ В.И. Микояна для решения этой проблемы Глеб Евгеньевич возглавил работы по комплексному сопряжению двигателя с воздухозаборником и форсажной камерой с целью повышения эффективности всей силовой установки. Результатом работы стал первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Его заменил лучший истребитель МиГ-21 с максимальной скоростью 2М. На счету модификации МиГ-21 — Е-66 два мировых рекорда скорости горизонтального полета (1956-60гг.) и абсолютный мировой рекорд высоты (1961). С дальнейшим ростом скоростей и высоты полетов авиация вышла на порог космоса. В 1965г. в ОКБ-155 А.И Микояна были начаты практические работы по орбитальным и гиперзвуковым самолетам, которые возглавил 55-летний Главный конструктор ОКБ Г.Е. Лозино-Лозинский. Так начиналась разработка воздушно-космической системы (ВКС).
Необходимо отметить, опытные разработки по ВКС велись во всех авиационных и космических КБ страны (ОКБ С.П. Королева, ОКБ Мясищева, ОКБ 52 В.Н. Челомея, ОКБ А.Н. Туполева). Но все они, предусматривая традиционный ракетный старт, дальше эскизного варианта не прошли.
В это время Глеб Евгеньевич работал над темой по созданию двухступенчатой воздушно-космической системы «Спираль». По утвержденному Г.Е. Лозино-Лозинским 29 июня 1966г. аванпроекту «Спирали» ВКС представляла собой состыкованные воедино гиперзвуковой самолет-разгонщик и орбитальный самолет. Одновременно Глеб Евгеньевич также работал над космическими летательными аппаратами «Бор», представлявшими собой масштабную модель (М 1:8) орбитального корабля «Буран». К сожалению, тема «Спираль» была закрыта, но созданный задел и опыт работы над этой темой значительно облегчили и ускорили создание многоразового космического корабля «Буран».
В 1972г. в США начинаются работы по созданию многоразового транспортного космического корабля (МТКК) Space Shuttle. И руководство СССР начинает думать о создании подобной системы. В 1974г. после назначения В. Глушко на пост главного конструктора НПО «Энергия» начинаются работы по созданию многоразового космического корабля. Но все понимают, что крылатый космический корабль невозможно сделать без Минавиапрома, а среди авиаторов сделать это мог только Г.Е. Лозино-Лозинский с его уникальным опытом работы над «Спиралью». Головным предприятием в авиационной промышленности становится НПО «Молния» во главе с генеральным директором — главным конструктором Г.Е. Лозинским. Работы над орбитальным кораблем «Буран» в НПО «Молния» сразу развернулись широким фронтом.
Несмотря на предложение НПО «Молния» применить схему орбитального самолета «Спираль» в системе «Буран», головной разработчик системы НПО «Энергия» настоял на использовании компоновки, близкой к американскому «Шаттлу». При внешнем сходстве с ним «Буран» является более совершенным космическим аппаратом. Над программой «Буран» работало в общей сложности более полутора миллиона человек.
При создании планера и бортовых систем орбитального корабля «Буран» был использован весь накопленный опыт отечественной промышленности в области разработок авиационной и космической техники. 15 ноября 1988г. «Буран» совершил успешный космический полет и первую в мире автоматическую посадку. Видный специалист в области многоразовой космической техники Оберт дал высокую оценку этому достижению: «Создание «Бурана» — серьезное достижение советских ученых, своего рода прыжок вперед. Особенно впечатляет посадка корабля на аэродром, осуществленная в беспилотном варианте с помощью радиокоманд. Это наиболее сложная часть полета, и она была произведена поразительно точно, безупречно». («Огонек», № 50, 1988г.).
Под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского были созданы космические летательные аппараты «Бор-4» и «Бор-5», разработаны проекты Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС). Он являлся одним из основателей Российской инженерной академии, в которой возглавлял Авиакосмическую секцию. Заслуги Г.Е. Лозино-Лозинского высоко оценены званиями, орденами и медалями.
Умер Г.Е. Лозино-Лозинский 28 ноября 2001г.