Яндекс.Метрика

Борис Евсеевич Черток

CHertok

Борис Евсеевич Черток — российский ученый и конструктор в области ракетно-космической техники. Родился 29 февраля 1912г. в Польше в городе Лодзи, где его отец работал бухгалтером на текстильной фабрике. В Польше семья оказалась из-за матери-революционерки, которая после разгрома революции 1905г. вынуждена была эмигрировать, жила в Швейцарии, во Франции, а потом осела с мужем в Лодзи. В 1914г., после начала Первой мировой войны, когда Польша оказалась зоной боевых действий, семья вместе с потоком беженцев выехала в Россию и поселилась в Москве. Детство Бориса прошло за Пресненской заставой. Рядом с домом располагались Ходынская радиостанция (в те годы самая мощная в стране) и Центральный республиканский аэродром. Это соседство стало причиной увлечения авиацией и радиотехникой, во многом определившего судьбу Чертока в будущем. Будучи школьником, бегал в радиоклуб и даже печатался в журнале «Радио всем». В 1929г. окончил среднюю школу и пытался поступить на электротехнический факультет Московского высшего технического училища, но не был принят по причине отсутствия пролетарского происхождения. Пришлось устроиться электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе. Осенью 1930г. стал работать на авиационном заводе № 22 имени «Десятилетия Октября» (ныне — Завод имени Хруничева). Был активным комсомольцем, в 1932г. по убеждению вступил в РКП (б). Увлекался общественной работой, организовал летную школу, агитировал записываться в парашютный кружок. В 1932г. был избран секретарем комитета комсомола завода. С увлечением занимался изобретательством. Одно из его первых крупных изобретений — автоматический бомбосбрасыватель. За это изобретение он получил неслыханную по тем временам премию — 500 рублей. Был одним из создателей оборудования для новейших по тем временам самолетов. В 1934г., заработав необходимый трудовой стаж, поступил на вечернее отделение Московского энергетического института. В том же году как активный изобретатель был направлен в конструкторское бюро (КБ) Виктора Федоровича БОЛХОВИТИНОВА и сразу же оказался во главе бригады, разрабатывавшей спецоборудование для самолетов. Работа в коллективе Болховитинова оказалась прекрасной школой для молодого инженера. Нельзя не отметить, что школу Болховитинова прошли многие замечательные отечественные конструкторы: Александр БЕРЕЗНЯК, Алексей ИСАЕВ, Василий МИШИН, Константин БУШУЕВ, Николай ПИЛЮГИН, Архип ЛЮЛЬКА и другие. В 1937г. Черток был назначен ведущим инженером по спецоборудованию первого самолета ДБ-2, который под индексом полярной авиации Н-209 готовился к перелету из Москвы в США через Северный полюс. Перелет, предпринятый по инициативе известного полярного летчика С. А. Леваневского, закончился катастрофой, причины которой неизвестны до сих пор. В 1937г. КБ Болховитинова переехало в Казань, но Черток остался в Москве и был переведен на должность начальника бригады спецоборудования и вооружения в КОСТР — серийное конструкторское бюро завода № 22. В конце 1938г. ушел с завода № 22 для окончания учебы на пятом курсе института. В 1939г. возвратился в коллектив Болховитинова, который к тому времени вернулся из Казани в Москву и обосновался на небольшом опытном заводе № 293. Здесь Черток писал свой дипломный проект «Система переменного тока для тяжелого бомбардировщика», который и защитил в том же 1939г. На заводе № 293 он проработал до 1944г., руководил отделом спецоборудования.

194

195

 Г.С.Титов и Б.Е.Черток на выставке «С.П. Королев. Судьба и время».

          Один из участников создания первого советского ракетного самолета БИ-1, разработал для него систему зажигания и систему радионаведения. В 1945-1946гг.  находился в Германии, где вместе с другими советскими специалистами изучал ракетную технику поверженной Германии. Именно в Германии произошла первая встреча Чертока и Королева, которая связала их на 20 лет совместной работы до самой смерти Сергея Павловича. После возвращения в Москву стал работать в НИИ-88, возглавлял отдел «У» (отдел систем управления). Принимал участие в изучении, сборке и первых пусках трофейных ракет Фау-2, а затем в разработке, производстве и испытаниях их советского аналога Р-1 и всех последующих советских боевых ракет. В 1950г. перешел на работу в ОКБ-1 (КБ Королева) заместителем начальника отдела № 5 (отдел систем управления), начальником которого в тот период был Михаил Кузьмич Янгель. В 1952г. после перехода Янгеля из ОКБ-1 на должность директора НИИ-88 снова был назначен начальником отдела. Черток являлся одним из ближайших соратников Королева, его заместителем, «генералом от космоса». Разрабатывал системы управления для всех ракет королевского КБ, для искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций. Занимался проблемами астронавигации. Ни одна разработка королевского КБ не проходила без участия Чертока. Все успехи Чертока — это успехи и КБ.  20 апреля 1956г. за участие в создании и испытаниях ракеты Р-5-носителя ядерного оружия награжден орденом Ленина. Участник создания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и первых космических пусках. В 1957г. удостоен Ленинской премии за участие в создании ракеты Р-7 и запусках первых искусственных спутников Земли. Участник создания первых межпланетных станций и подготовки первого в мире полета человека в космос. 17 июня 1961г. за участие в работах по осуществлению первого в мире полета человека в космос удостоен звания Герой Социалистического Труда. В 1976г. удостоен Государственной премии СССР за участие в разработках образцов ракетно-космической техники. Член-корреспондент Российской академии наук с 1968г.), действительный член Международной академии астронавтики. В 1992г. награжден золотой медалью РАН имени Б. Н. Петрова. В настоящее время проживает в Москве, продолжает активно работать, является главным научным консультантом НПО «Энергия», председателем секции научного совета Российской академии наук по управлению движением и навигации. Продолжает читать лекции студентам Московского физико-технического института и Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. Автор книг «Ракеты и люди» и «Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам».

(«Энциклопедия космонавтики». А. .Железняков)

 

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

− 3 = 7