Яндекс.Метрика

Борис Валентинович Волынов

volynov

Борис Валентинович Волынов родился 18 декабря 1938г. в г. Иркутске, но детство и юность прошли в г. Прокопьевске. В 1952г. окончил среднюю школу и поступил в авиационную школу. В 1956г. поступает в Сталинградское Военно-авиационное училище летчиков, после окончания которого, служил а авиачастях ПВО Московского округа. В 1960г. был зачислен в отряд космонавтов. Был одним из дублеров при полетах космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» в августе 1962г., дублером пилота космического корабля «Восток-5» в июне 1963г. Был назначен командиром корабля «Восход-3», полет которого был отменен в связи с закрытием программы. Переведен на подготовку к полетам по лунной программе. В 1968г. окончил Военно-воздушную академию. Первый космический полет Б. Волынов совершил на борту корабля «Союз-5» 15-18 января 1969г. в качестве командира корабля. Во время полета была осуществлена первая в мире стыковка двух пилотируемых космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», а два члена космического корабля «Союз-5» Елисеев и Хрунов совершили переход через открытый космос в космический корабль «Союз-4», командиром которого был  Шаталов.

67

Из книги Я.Голованова «Заметки вашего современника» (Изд. «Доброе слово» М.2001): «Во время приземления Борис Валентинович Волынов чудом остался жив. У «Союза-5» не отстрелился при входе в плотные слои атмосферы приборный отсек, корабль вошел в нерасчетный режим спуска, летел к Земле, беспорядочно кувыркаясь, перегрузки возросли в 2 и более раза. Приземление на парашютах из-за закрученных строп привело к очень сильному удару о Землю».

За этот полет он удостоен звания Героя Советского Союза. После первого полета продолжил подготовку к новым полетам в космос на кораблях типа «Союз» и военных орбитальных станциях типа «Алмаз». Второй полет Волынов совершает в период 6 июля—24 августа 1976г. в качестве командира первой экспедиции на орбитальную станцию «Салют-5» («Союз-21» — «Салют-5»). Работал на борту орбитальной станции «Салют-5» (военная орбитальная станция типа «Алмаз»). В жизни Волынова был момент, принесший много неприятных минут в период его космической деятельности. Вот, что пишет Н. Каманин в своих дневниках: « ... создалась большая угроза, что его не включат в экипаж «Союза-5» только из-за того, что у него мать еврейка (отец  русский). В самые последние дни приходили письма из ЦК с призывом: « Не посылайте евреев в космос!». С большим трудом удалось защитить хорошего парня от злобных и глупых нападок».

После ухода в 1990г. из отряда космонавтов занимается общественной работой.

Прошло много лет, и в украинском издании «Факты» (Киев) №007 1.12.2003 появилось интересное сообщение, которое приводим полностью:

«Первое,  о чем космонавт  Борис Волынов спросил спасателей после своего аварийного приземления в январе 1969г.: «Ребята, я, наверное, весь седой?».

Он чуть было не стал следующей после Владимира Комарова жертвой неудавшейся попытки СССР опередить Америку с высадкой человека на Луну.

В 2004г. исполнилось 35 лет первой в истории успешной стыковки на орбите пилотируемых космических кораблей. Причем Евгений Хрунов и Алексей Елисеев перебрались тогда из своего «Союза-5» в «Союз-4» не через стыковочный узел, а выйдя в открытый космос. Стыковка не была трюком ради трюка — она являлась одним из этапов подготовки к высадке человека на Луну.

Во время выхода в открытый космос пульс у космонавтов был такой, как будто они пробежали стометровку

«Лунный» проект в СССР возник в ответ на поставленную в 1962 г. президентом США Джоном Кеннеди цель: Америка в течение ближайших десяти лет должна высадить астронавтов на спутник Земли. Впрочем, и программное заявление Кеннеди стало ответом на «вызов» Советского Союза, сумевшего первым запустить в космос спутник, а затем и летательный аппарат с человеком. Советские и американские ученые независимо друг от друга сошлись на одной и той же схеме проведения экспедиции на Луну: основной корабль доставляет экипаж на ее орбиту. Затем от корабля отделится модуль, на котором космонавт (в советском «лунном» проекте предусматривалось, что это будет один человек) опустится на поверхность планеты. После выполнения программы космонавт вернется на модуле на орбиту Луны к основному кораблю. Вот тут-то и потребовалась бы стыковка.

Первая попытка провести репетицию этой сложнейшей технической операции в апреле 1967 г. завершилась трагедией: из-за того что при спуске не сработала парашютная система, погиб Владимир Комаров. Кстати, серьезные неполадки в его корабле появились сразу после выхода на орбиту, поэтому второй «Союз» решили даже не запускать, приказав Комарову возвращаться уже на вторые сутки полета.

Следующая попытка состыковать корабли в космосе в январе 1969 г. прошла удачно, но и она едва не закончилась гибелью Бориса Волынова, и опять же, при приземлении. После этого полета врачи говорили Волынову, чтобы на вторую космическую экспедицию он не рассчитывал — уж очень большие перегрузки и сильнейший удар о землю он пережил при аварийной посадке. Впрочем, поначалу полет шел как по-писаному: 14 января на орбиту вышел пилотируемый Владимиром Шаталовым «Союз-4», на следующий день успешно стартовал «Союз-5» с Борисом Волыновым (командир), Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Стыковка кораблей прошла без каких-либо сложностей. Соединившись, они создали первую в мире орбитальную станцию. Затем Хрунов с Елисеевым вышли в открытый космос и перебрались на корабль к Шаталову. Этот выход позволил еще раз испытать в деле скафандры. Ведь во время пеших «прогулок» космонавта по Луне скафандр являлся бы единственной защитой от смертоносных условий космоса.

Волынов, оставшийся на «Союзе-5», рассказывал затем, что аппаратура, которая снимала физиологические показатели его товарищей во время выхода в открытый космос, зафиксировала у них такой пульс, как будто они пробежали стометровку. Ничего незапланированного тогда не случилось, просто ступить из корабля в пустоту, даже прошедшим отличную тренировку космонавтам, было психологически непросто. Тогда, к слову, они стали первыми в истории «космическими почтальонами» — доставили Шаталову письмо от родных и руководства Байконура. Специально для этого был изготовлен штемпель с надписью «Земля—Космос». Затем письмо хранилось в музее Звездного городка, но в 1993 г. его выставили на продажу на аукционе Сотсбис. Его приобрела за $120 тысяч итальянская фирма, занимающаяся бизнесом в области филателии.

Аварийная посадка в сообщении ТАСС была названа «испытанием баллистического спуска».

Получатель письма вместе с Хруновым и Елисеевым благополучно вернулся на Землю 17 января. Посадка Волынова была назначена на следующий день. Поначалу спуск шел нормально: космонавт сориентировал «Союз-5» на схождение с орбиты, включились тормозные двигатели. Затем спускаемый аппарат должен был отделиться от корабля. Однако автоматика отстрелила только бытовой отсек, а вот приборный отсек, солнечные батареи и двигательная установка не отделились. И эта огромная конструкция полетела в атмосферу вместе со спускаемым аппаратом. Гибель космонавта казалась неизбежной. Однако даже в той ситуации Волынову хватило мужества не запаниковать — он надиктовывал на магнитофон информацию о том, что происходит. У Волынова были также письменные заметки, сделанные в космосе. Но как их сохранить, ведь от сильнейшего удара о землю вспыхнет пожар? Космонавт спрятал листки в толстый бортовой журнал, надеясь, что обгорят только его края, а записка уцелеет. После входа в атмосферу до столкновения с землей оставалось около 30 минут. Но оказалось, что Волынов родился в рубашке — на 90-километровой высоте произошел взрыв жутко раскалившегося приборного отсека, и вместе с солнечными батареями и двигателем он отсоединился от спускаемого аппарата. Когда капсула была в 10 километрах от земли, открылся парашют, но удар о грунт все же был очень сильным, а перегрузка во время спуска вдвое превышала те, что бывают при штатной посадке. Впрочем, космонавт отделался лишь легкими травмами и не потерял сознание.

К сожалению, работа над советским лунным проектом не привела к желаемому результату — Америка опередила СССР. Уже в июле 1969-го, через полгода после успешной стыковки «Союза-4» и «Союза-5», астронавты Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин высадились на Луну. В память о погибшем в «лунной» гонке сверхдержав Владимире Комарове его именем назван один из кратеров планеты-спутника Земли.

А Волынов, несмотря на пессимистические заявления медиков, смог остаться в отряде космонавтов и в 1976 г. совершил свой второй полет на орбиту.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий