Яндекс.Метрика

Дмитрий Ильич Козлов

D.I.Kozlov

         Козлов Дмитрий Ильич — крупный конструктор и ученый в области ракетно-космической    техники, родился 1 октября 1919г. в городе Тихорецке Краснодарского края в семье рабочего. Окончив в Пятигорске в 1937г. среднюю школу, поступает в Ленинградский военно-механический институт. Но наступила тяжелая пора, началась война с фашистской Германией. С 1 июля 1941г. Дмитрий Ильич становится добровольцем Ленинградского народного ополчения. Он участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах в составе 71-й отдельной морской стрелковой бригады. В сентябре 1944г. после третьего тяжелого ранения он был демобилизован.  Подлечившись, Дмитрий Ильич вернулся в институт и окончил его в конце 1945г. В 1945г. после работы в составе Технической комиссии по изучению трофейной немецкой ракетной техники начинает работать в ОКБ-1 инженером-конструктором  под руководством С.П. Королева. С 1951г. по 1958гг.  является ведущим конструктором ракеты Р-7 — знаменитой «семерки». Надо отметить, что с помощью этой ракеты был обеспечен приоритет СССР в разработке межконтинентальных баллистических ракет. Именно «семерка» положила начало созданию практической космонавтики. С 1958г. под руководством Д.И. Козлова происходит развертывание производства ракет Р-7 в городе Самаре на заводе «Прогресс». На этом же заводе Дмитрий Ильич создает конструкторское бюро, которое позже стало одним из ведущих КБ по созданию ракетно-космической техники.

        KOZLOV_Dmitrii_Ilich  В 1961г. Д.И. Козлов становится заместителем Главного конструктора ОКБ-1, а с 1967г. первым заместителем Главного конструктора Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). Вскоре становится начальником и Главным конструктором Куйбышевского филиала ЦКБЭМ.

   Конструкторское бюро под руководством Д.И. Козлова в кооперации с другими КБ промышленности и институтами АН СССР стало ведущим конструкторским бюро по созданию космических аппаратов для проведения исследований природных ресурсов Земли и экологического контроля («Фрам», «Ресурс-Ф»).  Так, например, 25 сентября 1975г. с космодрома Плесецк с помощью РН «Союз-У»/SL-4 был осуществлен запуск КА «Космос-771», первого аппарата «Фрам»,  предназначенного для исследования природных ресурсов Земли.  «Фрам» относился к первым спутникам, созданным ЦСКБ (Куйбышев-Самара). Масса КА составляла 6100 кг. Фотокомплекс спутника состоял из пяти кадровых фотоаппаратов, обеспечивающих съемку в пяти зонах спектра электромагнитного излучения в диапазоне длин волн от 510 до 850 нм. Разрешение на местности с высоты 200 км на черно-белой пленке составляло 20-30 м, а на спектрозональной пленке 30-50 м. Ширина полосы фотографирования с той же высоты была 180 км. Запас пленки на борту обеспечивал площадь фотографирования 17 млн. кв. км.

snimok-iz-kosmosa

 

   На фотографии Нью-Йорка, сделанной спутником-разведчиком, который проектируют в ЦСКБ Д.И.Козлова в Самаре, можно пересчитать все автомобили.

     «Генерал Кунченко рассказывал, что после развала СССР, прибалты передали (или продали? Не понял.) датчанам карты, сделанные с помощью спутников-разведчиков Козлова. В Дании началась эпидемия шпиономании. Они не могли себе представить, что можно сделать карту, на которой будет виден каждый ручеёк, каждая канавка. Стали хватать фермеров, пастухов, подозревая их в шпионаже. Потом стали шерстить всю русскую эмиграцию» (Я.Голованов).

Конечно, КБ Дмитрия Ильича занималось разработкой и других тем в ракетно-космическом направлении. С 1983г. Дмитрий Ильич — начальник и Генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро. Под руководством Д.И. Козлова, а он сохранил и развил традиции своего учителя С.П. Королева (высокая требовательность, культура труда и постоянное совершенствование), коллектив ЦСКБ занимался созданием космических аппаратов для изучения космической технологии и материаловедения (ИСЗ «Фотон»), проводил работы по созданию РН «Восток», «Союз», «Молния».

Кроме этого, проводились научно-исследовательские и опытные работы по тематике «Медицина и космос», а также по биологии с помощью ИСЗ «Бион».  Одним из факторов успешной деятельности предприятия, которое возглавляет Д.И. Козлов, является, по его словам, очень высокая квалификация конструкторов и ученых ЦСКБ. Этот коллектив способен решать задачи любой сложности.

В книге Я.Голованова «Заметки вашего современника»  (М.:Изд. «Доброе слово», 2001) в записях 1998 – 1999г. читаем: 

«Самара. Именно по отношению к Козлову я постоянно испытываю чувство вины. Когда собирал материалы для книги о Королеве, я собирался поехать в Куйбышев, но мне говорили: — Козлов? Да, это был любимец Сергея Павловича... Именно его Королёв послал в Куйбышев налаживать серийное производство ракеты Р-7. Но в Самару ехать не стоит. Он сейчас дико засекречен, делает спутники-разведчики и ничего тебе не расскажет...И я не поехал. Я даже не знал, что Козлов, оказывается, был у Королёва ведущим конструктором первой всецело отечественной нашей ракеты Р-2, первой нашей ракеты с атомным зарядом Р-5М и, наконец, знаменитой Р-7. В конце 1950-начале 1960-х годов он довёл в Самаре производство Р-7 до 200 ракет в год, постоянно совершенствовал их и на её базе сконструировал 9 новых модификаций. В собственном КБ он создал пять поколений спутников-шпионов. Не Мишин, не Глушко, и тем более Семёнов не стали наиболее последовательными продолжателями дела Королёва, а как раз Козлов, который бесспорно является первым его учеником, человеком, который унаследовал дух и стиль руководства Сергея Павловича, и, в какой-то мере и отрицательные черты, присущие Королёву. И вот в книге «Королёв. Факты и мифы» я вспоминаю Мишина 44 раза, Глушко — 120 раз, а Козлова — 3 раза! Я не искупил своей вины ни многомиллионными газетными публикациями, ни тремя фильмами. «Пойдёт тираж газетный на подтираш клозетный», фильмы будут пылиться в архивах, дожидаясь «круглых» дат, а книга — это книга, которая и Козлова переживет, и меня. Вот поэтому я и испытываю перед Дмитрием Ильичом постоянное чувство вины».

  Умер Д.И.Козлов  7 марта 2009г.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий