Эйген Зенгер — немецкий ученый-физик в области ракетной техники. Родился 22 сентября 1905г. в Богемии. После окончания высшей технической школы в Вене в 1929г. остается там работать ассистентом. В венской технической школе он проработал до 1935г. Молодого ученого заметили, и в 1936г. он уже возглавляет Ракетный научно-исследовательский институт в Трауэне. А в 1942-45гг. Зенгер работал в научно-исследовательском центре планеризме в Айринге.
Шла война, и в 1942г. США объявили войну нацисткой Германии. В ответ на это Гитлер приказал ученым разработать такое оружие, чтобы нанести бомбовый удар по Нью-Йорку. Немецкие инженеры разрабатывали в Пенемюнде ракеты, но ракеты ФУА-1 и ФАУ-2 могли использоваться только для нанесения ударов по Англии. Фирма «Зенгер-Бредт» предоставила проект ракетного сверхзвукового самолета, который, развивая скорость более 21 тыс. км в час, выходил за атмосферу в космос, где двигатель отключался, и далее самолет планировал к цели, отталкиваясь от атмосферы, как камешек, пущенный по водной глади.
Была рассчитана и дальность полета — 23 тыс. км, бомбовая нагрузка — 300 кг, а также максимальная высота — 150 км. После сброса бомб самолет должен был вернуться на свой или запасной аэродром.
Сам проект крайне заинтересовал верхушку третьего Рейха. В подходе к решению задачи создания ракетного самолета чувствовалась новизна, оригинальность, доходящая до фантастики. Но проект был, каждая строка проекта была подтверждена сухими четкими математическими расчетами. К сожалению, а может быть и наоборот, проект Зенгера о ракетном самолете так и остался проектом. Что же помешало воплотить проект в «металл»? Во-первых, в ракетных кругах проект был воспринят настороженно: его осуществление могло помешать другим, чисто ракетным программам, разрабатываемым в Пенемюнде. То есть, отвлечение финансов и специалистов в то время, когда полным ходом шла разработка ракет ФАУ-2. Во-вторых, ракетный самолет предусматривал очень сложную систему астронавигации и систем наведения. Поэтому проект был «спущен» ракетчиками в отделение «Люфтваффе», т.е. в авиапромышленность, где, в силу своей технической слабости в этих вопросах, не могли создать ракетный самолет-бомбардировщик. Именно эта кастовость сказалась на судьбе проекта Зенгера. Интересен факт обнаружения этого проекта. Так как Зенгер работал в ракетной области, то все его публикации интересовали как наших ученых-ракетчиков, так и союзников. В 1945г. наши военные инженеры-ракетчики, знакомясь в Пенемюнде с ракетной техникой Германии, совершенно случайно обнаружили в куче мусора и дров папку с грифом «совершенно секретно». Это и был проект Зенгера.
Все документы были срочно доставлены в Москву в ОКБ Болховитинова. Оказалось, что труд выпущен в 1944г. всего в ста экземплярах. В Москве его быстро перевели и буквально «схватились за голову», настолько работа Зенгера было перспективной и оригинальной.
Зенгер значительно опередил время, он потряс своим проектом не только немецких, но и советских и американских исследователей в области ракетной техники.
После войны Зенгер остался в Западном Берлине, став руководителем в 1954г. научно-исследовательского института физики реактивных двигателей. В 1956г. он возглавлял Общество ракетной техники и космических полетов в Штуттгарте. Его основными направлениями работ были создание ракетных самолетов, фотонных ракет, а также изучение физики ракетных полетов. Если внимательно просмотреть работы Зенгера, то можно сказать, что его проект ракетного самолета положен в основу проектов американских Шаттлов и нашего Бурана, а ведь проект Зенгера был создан в 1944г. В нашей стране был проведен подобный эксперимент. Н.Каманин в своих дневниках пишет, что 21 марта 1963 г. был осуществлен запуск ракетой Р-12 ракетоплана, который набрал высоту 400 км, вошел в атмосферу со скоростью 4 км/с, пролетел 1900 километров и приземлился с помощью парашюта. «Такой эксперимент проведен впервые не только у нас, но и во всем мире. Этот полет ракетоплана, созданного в ОКБ Челомея, открывает новые перспективы перед военной авиацией».
За достижения в области ракетной и космической техники Зенгер был награжден медалью Ю. Гагарина Международного общества «Человек в космосе» и двумя медалями Г. Оберта. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. Зенгер скончался 10 февраля 1964г. в Западном Берлине, не увидев ни своего ракетного самолета, ни его прототипов «Шаттла» и «Бурана».