Яндекс.Метрика

Фридрих Артурович Цандер

TSander

Фридрих Артурович Цандер был первым инженером в нашей стране, полностью посвятившим себя вопросам межпланетных полетов и разработке жидкостных ракетных двигателей. Он был прямым продолжателем идей К.Э. Циолковского, как в области теории, так и в сфере практического решения ряда инженерных проблем. Родился Ф.А. Цандер 23 августа 1887г. в Риге, в семье врача. Отец его был большим любителем естественных наук и эту любовь сумел привить и сыну.

149

Фридрих Артурович  Цандер

         После окончания реального училища в Риге Фридрих учился в Высшем техническом училище в Данциге, а затем с 1907г. по 1914г. — в Рижском политехническом институте.

150

Ф. А.  Цандер

      В те годы, в Рижском политехническом было организовано общество воздухоплавания, в котором Цандер принял самое активное участие.

В 1914-1918гг. молодой Фридрих живет в Москве и Риге. В 1920г. Цандер, работавший тогда на московском авиазаводе «Мотор», делает доклад о проекте двигателя и межпланетного корабля. Среди слушателей присутствует В.И. Ленин. Ленину доклад понравился, и он обещает Цандеру свою поддержку.

Все проекты и расчеты межпланетных кораблей Цандер делает в эти годы по ночам, а днем работает на заводе. В 1931г. принимает непосредственное участие в создании группы по изучению реактивного движения (ГИРД) при Центральном Совете ОСОВИАХИМа, сначала на общественных началах, а с апреля 1932г. — в качестве штатного сотрудника.

Свой первый двигатель ОР-1, работавший на бензине и газообразном воздухе с тягой до 5 кг, Цандер построил еще до работы в ГИРДе. В стенах ГИРДа Фридрих Артурович разрабатывает проект второго двигателя — ОР-2. В декабре 1932г. ОР-2 был изготовлен и принят комиссией. Топливом служил бензин и жидкий кислород. Но самому Цандеру не довелось увидеть ОР-2 в работе. 28 марта 1932г. он скончался от тифа в Кисловодске.

151

Жидкостный ракетный двигатель Цандера

        В 1957г., когда начиналась космическая эра, в издательстве «Оборонгиз» вышел сборник статей Ф.А. Цандера под общим названием «Проблемы полетов при помощи ракетных аппаратов». При чтении докладов 30-хгг. таких, например, как «проблемы сверх авиации и очередные задачи подготовки к межпланетным путешествиям», возникает ощущение, будто этот доклад прочитан буквально на днях, в  Академии Наук.

 

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий

30 − 26 =