Яндекс.Метрика

Главный конструктор межпланетных станций С.С. Крюков

okb lavochkina

Известно, что в 1965г. С.П. Королев передает всю тематику по межпланетным станциям к Венере, Луне и Марсу в КБ Лавочкина Главному конструктору Г.Н. Бабакину. Королев вынужден был это сделать, чтобы сосредоточить внимание на работах по лунной программе (ракета Н-1). И именно в 1965г. осуществляется первый запуск ракеты В.Н. Челомея «Протон». Эта ракета становится главной ракетой-носителем для вывода межпланетных станций. К большому сожалению, первые запуски «Протона» часто были неудачными.

Так, в период 1965-70гг. из 27-ми запусков 15 оказались неудачными по вине ракеты-носителя. В результате в 1967г. две станции «Зонд» погибли при запуске. Одна станция «Зонд» погибла в 1968г. Особенно неудачным был 1969г., года погибли «Зонд», две станции «Луна» и, самое главное, две станции на Марс. Вину за неудачные пуски  АМС В. Челомей пытался возложить на Г.Н. Бабакина. Единственный человек, который открыто и аргументировано выступил против В.Н. Челомея и показал, что основной причиной неудачных запусков АМС являются недостатки ракеты «Протон», был С.С. Крюков. Это и послужило, наверное, поводом для того, чтобы в 1970г. Г.Н. Бабакин предложил С.С. Крюкову стать его первым замом.

konstruktor kryukovА когда 3 августа 1971г. в возрасте 56-ти лет скоропостижно скончался Г.Н. Бабакин, 26 августа 1971г. С.С. Крюков был назначен Главным конструктором КБ, которое занималось межпланетными станциями. С.С. Крюков родился 12 августа (по другим источникам 10 августа) 1918г. в Крыму. Рано лишившись родителей, он воспитывался родственниками. В 1936г. после окончания школы он поступает в Сталинградский механический институт. С 1940г. начинает работать на артиллерийском заводе «Баррикада». С началом войны вместе с заводом эвакуируется в Новокузнецк, где всю войну работает заместителем начальника цеха артиллерийских стволов. В 1946г. он переезжает в Подмосковье и начинает работать во вновь организованном НИИ-88. С группой работников института он был направлен в Германию для знакомства с немецкой ракетной техникой. В Германии он изучал немецкую зенитную управляемую ракету «Шметерлинг». Так как во время войны С.С. Крюков не успел защитить диплом, то в 1946г. в МВТУ после возвращения из Германии он защищает диплом – «Зенитная управляемая ракета». Это был первый в МВТУ диплом по ракетной тематике. С 1946г. С.С. Крюков начинает работать с С.П.  Королевым. Пройдя все служебные ступеньки, в 1961г. он становится его заместителем. В эти годы он занимался вопросами проектирования и отработки боевых ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-9, Р-11 и Р-11ФМ. Относительно ракеты Р-1 С.С. Крюков писал («Вестник Федерации космонавтики России» № 1, 2006г.), что военные вначале не хотели принимать на вооружение ракету Р-1 с дальностью полета 270 км, ссылаясь на плохую точность стрельбы и значительный «приклад» к ракете в виде заправщиков, пусковой и контрольной аппаратуры и др. Но И.В. Сталин сказал: «Конечно, оружие с такими характеристиками нам не нужно, но я считаю, что у ракет большое будущее, ракету надо принимать на вооружение, пусть военные приобретут опыт эксплуатации, а мы попросим товарища Королева создать следующую ракету более точной, чтобы не огорчать наших военных». Как показало время, Сталин оказался прав.

 

Именно С.С. Крюков присутствовал на тех испытаниях Р-11ФМ на подводной лодке, когда С.П. Королев принял решение сбросить аварийную ракету за борт. За участие в подготовке и обеспечении полета Юрия Гагарина С.С. Крюкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. С.С. Крюков первый из главных конструкторов, который в 1994г. ( «Наука и жизнь» № 4,  1994г.) подробно описал судьбу лунного проекта Н-1-ЛЗ. Будучи одним из разработчиков этого проекта, он прямо высказался о трагической роли В.П. Глушко в закрытии проекта: «Став руководителем, Глушко все упоминания о Н-1 выжигал каленым железом.    …    В Зале трудовой славы и в музее НПО «Энергия» имени С.П. Королева нет ни слова о комплексе Н-1-ЛЗ, не назван ни один участник работы, как будто самой темы никогда не существовало».

В 1966г. С.С. Крюков был единственным человеком, который выступил против назначения В.П. Мишина на место Королева. Соответственно он не остался заместителем главного конструктора, а перешел на должность начальника проектного отдела. В 1970г. он переходит в КБ Лавочкина и начинает плотно заниматься межпланетными станциями. Необходимо отметить, что на период 1971-77-х годов, когда С.С. Крюков был главным конструктором КБ, приходятся наиболее активные исследования Луны, Венеры и Марса.

При нем была завершена российская программа исследования Луны. Осуществлено 8 запусков к Луне (с АМС «Луна-18» -1971г. до последней АМС «Луна-24» — 1976г.). Под его руководством была осуществлена  доставка грунта с Луны АМС «Луна-20»(1972г.) и доставлен на Луну «Луноход-2»(1973г.) — АМС «Луна-21». Однако достижения нашей страны в автоматических полетах к Луне остались в тени, т.к. в это время осуществлялись полеты американских астронавтов на Луну.

Что касается полетов к Венере и Марсу, то в период 1971-77гг. были осуществлены полеты к Венере АМС «Венера-8» (1972г.), а в 1975г. «Венера-9, 10», которые осуществили посадку и первое телевизионное изображение поверхности.   В 1973г. был осуществлен запуск 4-х АМС к Марсу («Марс-4, 5, 6, 7»). Эти экспедиции нельзя признать успешными. 1 декабря 1977г. С.С. Крюков покидает ОКБ Лавочкина. На его место был назначен один из главных конструкторов ОКБ Янгеля В.М. Ковтуненко, который в НПО «Южное» занимался в основном программой «Интеркосмос».

Однако положение с межпланетными полетами не стало лучше. Вскоре были прекращены полеты на Венеру, а проект 1988г. «Фобос» считается неудачным. Гибель в 1996г. станции «Марс-96» по вине ракеты-носителя «Протон» поставила точку в нашей программе межпланетных космических станций. С.С. Крюков снова возвратился в ОКБ в качестве заместителя генерального конструктора В.П. Глушко и занимался проблемами ракеты «Энергия». В конце 80-х годов он оставил руководящий пост и продолжил работать научным консультантом. Умер  Сергей Сергеевич  Крюков 1 августа 2005г.

Главный конструктор межпланетных станций С.С. КрюковМедаль к 90-летию С.С. Крюкова

Здесь вы можете получить в подарок интересную книжку «Космонавтика ХХ века». Ее авторы — историографы Д.И. Мант и С.Д. Мант.  История без прикрас, события и люди, победы и поражения. Трудный путь человечества в Космос.

 

[mailpoet_form id="1"]

Добавить комментарий