Родился Сергей Павлович Королев 12 января 1907г. В ряде публикаций конца 60-х годов дата рождения указана только по старому стилю — 30 декабря 1906г. Это связано с тем, что в некрологе, напечатанном в газете «Правда», и на плите, установленной в Кремлевской стене, приведена одна дата по старому стилю, а именно 30 декабря 1906 г. Сергей Павлович родился в семье преподавателя гимназии Павла Яковлевича Королева. Школьные годы и юность С.П. Королева связаны с планеризмом.
С.П. Королев. Август 1928 г.
Еще ребенком в Нежине ему довелось увидеть полеты знаменитого авиатора С. Уточкина. Видимо, тогда в Сереже и зародилась страсть к преодолению земного тяготения. В 1923-24 гг. в Одессе, куда ранее переехала семья, Королев занимается в кружке планеризма и принимает участие в полетах. Учился он тогда в профессиональной строительной школе. По окончании получает специальность каменщика и кровельщика. Затем — работа. В свободное время Королев мастерит планеры. Именно в те годы он принимает окончательное решение стать авиационным инженером. В 1928г. в конструкторском бюро француза Поля Ришара встретились два человека — Семен Алексеевич Лавочкин, которому тогда было 28 лет, и совсем еще юный 22-летний Королев. В конструкторском бюро Ришара Лавочкин занимался вопросами прочности, Королеву же досталось планово-шаблонное хозяйство. Через некоторое время пути Королева и Лавочкина разошлись. Вновь они встретятся в 1943г., когда Королев предложит уже знаменитому авиаконструктору С.А. Лавочкину использовать ракетный двигатель РД-1 конструкции В.П. Глушко в качестве ускорителя для нового истребителя Лавочкина Ла-7р. Именно С.П. Королев станет в 1943г. пионером создания ракетного ускорителя — первой отечественной реактивной установки, позволившей провести необходимые исследования во время полетов и тем самым открывшей путь будущей реактивной авиации. В качестве ускорителя Королев использует ЖРД конструкции В.П. Глушко. Но это будет после. И еще один эпизод, связанный с работой в бюро Ришара. Пройдет много лет и прилетевший на авиасалон в Ле-Бурже известный конструктор вертолетов Н.И. Камов (тоже в свое время работавший в бюро Ришара) у трапа самолета встретит французского инженера Лявиля, с которым тогда, в двадцатых годах работал вместе в этом бюро. Лявиль стал расспрашивать об их общих знакомых: «А как поживает Серж Королев?» — Хорошо подготовленный к поездке за рубеж Камов ответил: — «Понимаешь, я его как-то потерял из виду:.. «Николя! Ты ничего не знаешь. Он же у вас теперь самый главный по ракетам». Лявиль был в курсе. Спрятать Королева от внешнего мира не удалось». Об этой встрече рассказал в своей последней книге М. Галлай.
В 1930г. Королев оканчивает Московское высшее техническое училище (МВТУ) и получает диплом инженера-авиамеханика.
Ракетчики-активисты Осоавиахима
(слева направо): А. Левицкий, Н. Сумарокова,
С. Королев, Б. Черановский, Ф. Цандер;
стоят: И. Фортиков, Ю. Победоносцев, Заботин
С этого момента начинается его практическая деятельность в Группе изучения реактивного движения (ГИРД). 1930-33гг. — период энтузиазма в разработке ракет и ракетных двигателей. Власти благоволят новому начинанию. В 1933г. в Москве создается первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), директором которого становится И.Т. Клейменов, а его заместителем — С.П. Королев. С.П. Королев был не только талантливый инженер, энергичный и обладавший громадной работоспособностью в сочетании со способностью предвидения в своей области. Уже это само по себе не всегда способствовало хорошему к нему отношению со стороны технически недалеких специалистов. Но Королев отличался и еще одним качеством, совершенно неприемлемым для руководителя-администратора, повязанного бюрократической системой, планами и обещаниями, — он был кристально честен во всех инженерно-технических вопросах, не выносил небрежности и безалаберности в работе по отработке ракетной техники. Заметим попутно, что вплоть до смерти С.П. Королева не было ни одной аварии, повлекшей за собой гибель космонавтов. В те времена донос, анонимка, клевета, намек на прошлое, обвинение в торможении внедрения в производство «новых» методов было излюбленным приемом бездарностей, стремившихся занять место тех, кто чего-то достиг, и присвоить себе результаты их трудов.
Роковым для РНИИ стал тот факт, что курировал деятельность этого института М.И. Тухачевский. После того, как он был репрессирован и расстрелян, настал час РНИИ. На С.П. Королева и И.Т. Клейменова были написаны доносы. И.Т. Клейменов арестован в ночь со 2 на 3 ноября 1937г. и расстрелян 10 января 1938г. как «враг народа». На момент расстрела ему 40 лет. Вместе с Клейменовым арестован один из ведущих специалистов РНИИ Г.Э. Лангеман. Обвинение то же самое — «враг народа». Судим вместе с Клейменовым и вместе с ним расстрелян. С.П. Королев арестован в ночь с 26-го на 27-е июня 1937г. Постановление об аресте С.П. Королева было вынесено Главным экономическим управлением НКВД СССР в июне 1938г. Санкцию на арест дал первый заместитель Главного военного прокурора Г.К. Рогинский. В постановлении было сказано, что С.П. Королев, являясь сотрудником Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), состоял членом троцкистской организации, существовавшей в институте. Дело С.П. Королева рассматривалось 27 сентября 1938г. в военной коллегии Верховного Суда СССР под председательством В.В. Ульриха. Суд вынес приговор — 10 лет в исправительно-трудовом лагере в бухте Нагаева на Колыме. После снятия и ареста Ежова в ноябре 1938г. В.В. Ульрих написал протест на свой же приговор по делу С.П. Королева.
13 июня 1939г. Пленум Верховного Суда согласился с этим протестом. Приговор отменили, и дело передали на доследование в НКВД. Однако пересмотра дела не произошло. Особое совещание при НКВД под председательством Л.П. Берии осудило С.П. Королева на 8 лет. Все время между арестом и судом С.П. Королев провел в Бутырской тюрьме, откуда 1 июня 1939г. в арестантском вагоне был отправлен во Владивосток, а оттуда в трюме теплохода «Дальстрой» — в Магадан. По магаданскому тракту в составе этапа С.П. Королев был доставлен в лагерь на золотой прииск Мальдяк. Второй суд, состоявшийся 13 июня 1939г., как указывалось выше, изменил приговор суда от 27 сентября 1938г. и Королева должны были возвратить. Но сам Королев не знал об этом вплоть до декабря 1939г., когда его вызвали к начальнику лагеря и объявили, что его отправляют в Москву. И снова судьба испытывает С.П. Королева. В декабре 1939г. на пути из Магадана во Владивосток гибнет пароход «Индигирка» с этапом заключенных в трюме. Более 600 человек погибло в ледяной воде Охотского моря. На этом пароходе должен был плыть и Королев, однако ему повезло — этап пришел в Магадан лишь через две недели после того, как «Индигирка» отправилась в тот роковой рейс. В сентябре 1940г. по решению заместителя Л.Б. Берии Кобулова было подписано постановление о переводе С.П. Королева в ЦКБ-29-НКВД. Это была одна из многочисленных «шарашек», описанных А.И. Солженицыным. В «шарашке» на положении заключенного С.П. Королев занимается конструированием новой ракетной техники. Это продолжается до 1944г. 27 июля 1944г. Президиум Верховного Совета СССР досрочно освободил С.П. Королева. Однако постановление об отмене решения Особого совещания НКВД СССР в отношении С.П. Королева и о прекращении дела за отсутствием состава преступления Коллегия Верховного Суда СССР вынесла только 25 апреля 1957г., за восемь месяцев до запуска первого искусственного спутника Земли. С.П. Королеву — пионеру мирового ракетостроения оставалось жить всего 9 лет.
С.П. Королев с дочерью Наташей и племянницей Наташей в домашней обстановке.
На испытаниях жидкостных ракетных двигателей. Казань, март 1945 г.
Великая Отечественная война ясно показала, что преимущество за тем, у кого превосходство в воздухе. Поэтому и СССР, и Германия, и США лихорадочно разрабатывают все новые конструкции самолетов. Одно из ключевых направлений в то время — реактивные и ракетные ускорители.
Первый в мире полет ракетоплана РП-318-1 конструкции С.П. Королева состоялся 28 февраля 1940г. Ракетоплан, с двигателем ОРМ-65 конструкции В.П. Глушко, пилотировался летчиком В.П. Федоровым. К сожалению, в то время еще не были изучены закономерности поведения самолетных конструкций при переходе звукового барьера при больших ускорениях. А ЖРД как раз и создавали такие ускорения. Неудивительно, что испытания ракетопланов сопровождались частыми авариями и неудачами. Уже, будучи арестованным, С.П. Королев пишет Сталину: «Целью и мечтой моей жизни было создание впервые для СССР столь мощного оружия как ракетные самолеты…».
Германия, февраль 1946 г.Сидят (слева направо): Н.А.Пилюгин, И.Б.Бровка, (?), Бакунин-инструктор отдела минометчиков, Ю.А.Победоносцев, С.П.Королев, B.C.Будник;стоят: (?), В.И.Харчев, Л.А.Воскресенский, С.Г.Чижиков, В.П.Мишин
По разрозненным данным можно предположительно считать, что в 1944г. С.П. Королев освобождается из-под стражи спец. ОКБ НКВД («шарашки») и в 1945г. в звании полковника направляется в Германию для изучения опыта создания ракетной отрасли промышленности, системы испытательных станций и полигонов. В 1946г. С.П. Королеву было поручено возглавить работы по созданию мощных ракетных систем. За короткий срок был создан коллектив единомышленников и энтузиастов.
Вспоминая дни, проведенные в Германии, С.П. Королев впоследствии говорил: «Самое ценное, чего мы там достигли, — создали основу сплоченного творческого коллектива единомышленников».
В 1947г. проводятся опытные пуски восстановленных ФАУ-2 (полигоны и заводы по производству этих ракет в Германии оказались в зоне оккупации американских войск и были полностью вывезены в США). Поэтому ФАУ-2 пришлось восстанавливать почти с нуля, начиная с чертежей. После опытов с ФАУ-2 начинаются работы по созданию собственных ракет-носителей Р-1 и Р-2, а затем знаменитой Р-5 с атомной боеголовкой. 15 июля 1953г. С.П. Королева принимают в партию. С этим событием связан один момент, который хорошо характеризует Королева, ставивший интересы дела выше личных отношений. Как пишет В.И. Федосьев, при приеме С.П. Королева в кандидаты, И. Садовский задал ему вопрос, за что он сидел. Королев резко ответил, что раз он реабилитирован, то и говорить об этом нечего. А в августе 1959г. Игорь Николаевич Садовский был назначен заместителем С.П. Королева по ракетам на твердом топливе.
15 мая 1954г. С.П. Королев направляет в правительство докладную записку с обоснованием необходимость начала работ по созданию искусственного спутника Земли — ИСЗ. В записке он, в частности, пишет: «… Производящаяся в настоящее время разработка нового изделия (читай — ракеты-носителя) с конечной скоростью около 7000 м/сек. позволяет говорить о возможности создания в ближайшие годы искусственного спутника Земли. Путем некоторого уменьшения веса полезного груза можно будет достичь необходимой для спутника конечной скорости 8000 м/сек. Изделие-спутник можно будет разработать на базе создающегося сейчас нового изделия, упомянутого выше, однако при серьезной переработке последнего. Мне кажется, что в настоящее время было бы своевременной и целесообразной организация научно-исследовательского отдела для проведения первых поисковых работ по спутнику и более детальной проработки комплекса вопросов, связанных с этой проблемой».Таким образом, еще в 1954г. была заложена основа такой космической отрасли, как ИСЗ, которых после 1957г. были запущены тысячи. Первый пуск многоступенчатой баллистической ракеты произведен 15 мая 1957г. в Байконуре. Запуск прошел успешно. А 21 августа того же года с Байконура ушла вторая многоступенчатая ракета Р-7, знаменитая «семерка», ставшая основой для осуществления космических программ на ближайшие десятилетия.
Первый искусственный спутник Земли выведен на околоземную орбиту 4 октября 1957г. Этот запуск ознаменовал начало космической эры. Впервые изделие человеческих рук преодолело притяжение Земли. Запуск первого искусственного спутника Земли в жизни С.П. Королева имеет особое значение. Дело даже не в том, что была достигнута цель, к которой стремились многие. Необходимо отметить, что широкая научная общественность не восприняла этот факт как серьезное научное достижение. Наука не была готова к изучению Космоса. А для С.П. Королева это был рубеж, за которым он мог позволить себе, хотя бы внутренне, переключиться от военных ракет к своим космическим мечтам. Вот как пишет об этом Ю. Мозжорин, в то время директор главного ракетного технологического института НИИ-88: «После запуска первого искусственного спутника Земли С. Королев в значительной степени переключается на космическую тематику, отдавая приоритет освоению Космоса человеком». А этот человек знал, что пишет. Поэтому с полной уверенностью можно предположить, что, как и Вернер фон Браун, С.П. Королев, отдавая большую часть своего времени боевым ракетам, внутренне всегда стремился в Космос.
Второй искусственный спутник был выведен на орбиту менее чем через месяц — 3 ноября 1957г. На борту живое существо — собака Лайка. Данные телеметрии показывают, что собака жива. Получено доказательство того, что высшие организмы способны жить в условиях космического полета. Начался первый этап освоения космоса. Впоследствии его назовут спортивно-романтическим или героическим. 1958 год: 15 мая выведен на орбиту третий ИСЗ — первая в мире автоматическая научная станция, на борту которой было установлено 15 различных приборов. Общий вес третьего спутника приближался к весу будущих кораблей — 1327 кг. Идет подготовка к штурму Луны и запуску человека в космос. ОКБ С.П. Королева работает круглыми сутками и в Москве и на Байконуре.
1959 год — год Луны.
2 января: «Луна-1» прошла мимо Луны и стала спутником Солнца. Преодолена вторая космическая скорость.
12 сентября: «Луна-2», первый полет на другое небесное тело.
4 октября: вторая годовщина запуска первого ИСЗ: АМС «Луна-3» совершает облет Луны и возвращение на околоземную орбиту.
1960 год — год подготовки к запуску человека в космос. Одновременно с отработкой систем будущего космического корабля идет интенсивное изучение влияния условий полета на живые организмы. Производятся запуски биологических «тяжелых спутников».
15 мая — запуск корабля-спутника с манекенами космонавтов. В результате неисправности системы ориентации, вместо спуска на Землю корабль-спутник перешел на другую орбиту и сгорел в атмосфере. Однако Королев выразил удовлетворение этим инцидентом, отметив, что произошел первый эксперимент по маневрированию корабля на орбите.
19 августа — запуск корабля-спутника с собаками Белка и Стрелка.
1 декабря — запуск корабля-спутника с собаками Пчелка и Мушка, а также другими биологическими объектами. Самым важным, но самым засекреченным событием 1960г. была разработка, как называли ракетчики, «Космоплана» развития ракетно-космической техники на ближайшие 7 лет. Впервые поставлен вопрос сверхтяжелой ракеты Н-1. План работ был разработан под руководством С.П. Королева. Он лег в основу принятого 23 июня 1960г. постановления ЦК КПСС и СМ СССР № 715-296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в период 1960-1967гг.». В постановление вошли практически все предложения, изложенные в проекте, подготовленном в ОКБ-1 и направленном в директивные органы 30 мая 1960г.
Постановлением также предписывалось Министерству обороны СССР разработать и представить на утверждение предложения по военному применению тяжелых носителей Н-1.
1961г. — год Ю. Гагарина, начало освоения Космоса человеком. А начался он запуском 12 февраля АМС «Венера-1», что свидетельствует о напряженной работе С.П. Королева над дальнейшими перспективными проектами космических полетов.
12 апреля — запуск «Востока-1» с Ю. Гагариным — первым космонавтом на борту.
Встреча Главного конструктора ракетно-космических систем с космонавтами первого отряда. Сочи, май 1961года.
Слева направо: первый ряд: П.Р.Попович, В.В.Горбатко, сотрудник КГБ М.С.Титов, С.П.Королев, Ю.А.Гагарин, начальник ЦПК Е.А.Карпов, тренер по парашютной подготовке Н. К. Никитин, врач Е. А. Федоров;
Второй ряд: А.А. Леонов, А.Г. Николаев, М.З. Рафиков, Д. А.Заикин, Б. В. Волынов, Г.С. Титов, Г. Г. Нелюбов, В. Ф. Быковский, Г. С. Шонин.
Третий ряд: В.И. Филатьев, Е.В.Хрунов, И. Н.Аникеев, П. И.Беляев
6 августа — запуск «Востока-2», пилотируемый космонавтом Германом Титовым. Между этими датами — работа, работа и еще раз работа.
1962г. — соревнование с Америкой. СССР безусловно впереди. Продолжение запусков «Востоков» и запуск 1 февраля первой АМС на Марс.
Соединенные Штаты в этом году проводят лишь суборбитальные полеты без выхода на орбиту ИСЗ. Полеты проводятся в рамках программы «Меркурий»: 20 февраля запускается корабль «Френдшип-7» с Дж. Гленном на борту; 24 мая — «Аврора-7» с М. Карпентером, 7 октября «Сигма-7» с У. Ширрой. В декабре этого года прекращены работы над проектом «Восток». Лунная программа была изменена под создаваемую ракету Н-1. Ведутся работы над программой «Союз».
1 ноября 1963г. запущен первый маневровый спутник «Полет-1» — прототип космического перехватчика ИС («Истребитель-Спутник»). ОКБ-1 занято работой над трехместным кораблем «Восход» и двухместным его вариантом — «Восход-2». В том же 1963г. производятся запуски «Востока-4» и «Востока-5» с первой женщиной-космонавтом В. Терешковой на борту. Однако были в этом году и неудачи. Запущенная 1 февраля 1962г. АМС «Марс-1», преодолев расстояние в 106 миллионов км, «промахнулась» и прошла мимо Марса, став спутником Солнца. В США, в рамках программы «Меркурий» производится запуск корабля «Фейт-7». На борту Г. Купер. Полет продолжается 34 часа 20 минут.
1964 год. В этом году запусками АМС «Зонд-1» и «Зонд-2» продолжается отработка конструкций и методов исследования Марса. С.П. Королев в это время весь свой интерес переносит с околоземного пространства на более дальний космос. Однако от него требуют совсем другого.
12 октября 1964г. С.П. Королев запускает первый в мире трехместный корабль «Восход-1».
18 марта 1965г. осуществляется запуск «Восхода-2». Космонавт А.А. Леонов впервые выходит в открытый космос. Если посмотреть газеты тех лет, то увидим, что эти первые шаги в Космосе воспринимались народом как национальная победа, как национальная гордость. Увы, впоследствии, в постперестроечный период, когда общество охватил пессимизм, появились тенденции и к переосмыслению событий тех уже далеких лет.
1964-65 гг. — время работы над «Восходами», запуски АМС «Луна-5», «Луна-6», «Луна-7» и «Луна-8», которые нельзя считать успешными. Лишь 31 января 1966г., через 15 дней после смерти С.П. Королева происходит успешный запуск «Луны-9», совершившей 3 февраля мягкую посадку на поверхность Луны.
К концу 1965г. должна быть готова в металле ракета-носитель «Н-1», предназначенная для запуска корабля с космонавтами на Луну. В 1964-65гг. начались работы по подготовке пилотируемой экспедиции на Луну. В январе 1966г. С.П. Королев был госпитализирован. 14 января 1966г. в возрасте 60 лет во время операции С.П. Королев скончался.
«14 января 1966г. в Москве на 60-м году жизни скончался Сергей Павлович Королев — крупнейший советский ученый, член Президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии Академик С.П. Королев. В лице С.П. Королева наша страна и наука потеряла выдающегося ученого в области ракетно-космической техники, конструктора первых ИСЗ и космических кораблей, открывших эру освоения космического пространства» Так писала об этом газета «Правда» в номере от 16 января 1966г. Лишь утром 16 января 1966г. страна впервые узнала фамилию легендарного Главного Конструктора.
О Сергее Павловиче Королеве с 1966г. написано много. Однако все публикации можно разделить на две группы: первая группа — публикации до начала 1990 годов, редакторами которых в основном являлись Н.П. Каманин и В.П. Глушко. Я. Голованов так пишет об этом периоде (1960-1970 годы): «.мы окончательно заврались и запутались, утратили скромность и такт, прославляли то, что прославлять не следовало, и умалчивали о том, что нуждалось в гласности, поощрении и поддержке.» (Голованов Я. Правда о программе «APOLLO». – М.: ООО Изд-во Яуза, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000). Вторая группа – публикации с начала периода гласности. К наиболее корректным и достоверным следует отнести публикации начала 2000-х годов. Это воспоминания ближайших соратников Королева и его близких (Б. Черток, Б. Раушенбах, К. Феоктистов, Н. Королева и др.), в которых приводится немало документов, отражавших фактическое положение вещей в тот или иной отрезок жизни Сергея Павловича Королева.
По мнению авторов, наиболее объективная характеристика дана Б. Раушенбахом в книге «Пристрастие» (М.: «Аграф», 2000): «Иногда говорят, что Королев был выдающимся инженером и ученым. С этим трудно согласиться, если придавать терминам «инженер» и «ученый» обычный смысл. Королеву лично не принадлежит ни одного какого-либо особенно интересного конструктивного решения сложного элемента конструкции, что характерно для выдающихся инженеров. Не был он и ученым в обычном смысле этого слова – в науке нет ни одной теории или теоремы Королева или большого и исчерпывающего экспериментального исследования сложного явления, связанного с его именем. Сказанное не следует считать принижением его роли, которую он сыграл в рождении космонавтики. Выдающихся ученых и инженеров много, Королев же был явлением уникальным. И эта его уникальность связана с тем, что ему приходилось открывать новую эпоху в истории человечества – космическую. Мне уже приходилось писать о том, что, пытаясь охарактеризовать эту уникальную способность Королева одним словом, я не смог найти лучшего, чем «полководец».
На протяжении целого ряда лет в начале 60-х годов прошлого столетия в газете «Правда» за 1 января печатались статьи профессора Сергеева, в которых говорилось о космических достижениях нашей страны за прошедший год, и высказывались мысли о будущем. С.П.Королев под псевдонимом профессор Сергеев. 1 января 1966г. за несколько дней до смерти была опубликована его последняя статья «Шаги в будущее», в которой С.П.Королев рассказал о достижениях космонавтики в 1965г. (выход человека в открытый космос, изучение Луны и т.д.) и поделился своими мыслями о будущем. Эту статью можно рассматривать как завещание Сергея Павловича Королева и вот его последние слова: «Все сказанное – увлекательные планы исследования Вселенной, это шаги в будущее. Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно опирается уже на достигнутое. Каждый космический год – это новый шаг вперед отечественной науки по пути познания сокровенных тайн природы. Наш великий соотечественник К.Э. Циолковский говорил: «Невозможное сегодня, становится возможным завтра». Вся история развития космонавтики подтверждает правоту этих слов. То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – совершением. Нет преград человеческой мысли!».
12 января 2007г. в Москве в Кремлевском дворце состоялся торжественный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Сергея Павловича Королева. В мероприятии принял участие президент России Владимир Путин. Перед началом вечера президент России встретился с дочерью знаменитого конструктора — Натальей Сергеевной.