В.П. Глушко в своих очерках неоднократно писал, что в ГДЛ в 1931-1933гг. находилась в разработке ракета РЛА-100. Стартовый вес ракеты планировался около 400 кг, высота подъема до 100 км, вес полезного груза около 20 кг. Как пишет В. Соколов, в работе над этой ракетой принимал участие А.Б. Шершевский. 31 декабря 1933г. ракета РЛА-1 с двигателем ОРМ-52 была установлена на стартовом столе, но резко снизилась температура до –300 и загустевшая смазка не позволила открыть пусковой клапан. Так не состоялся первый пуск РЛА. В. Соколов пишет, что ракету РЛА-100 между собой называли «штанами», потому что она представляла собой конструкцию, состоящую из двух цилиндров, между которыми находился двигатель. Конструкция очень походила на двухстержневую ракету «Репульсор», созданную в 1931г. обществом межпланетных сообщений в Германии. Ракета имела двигатель головной части, работала на бензине и жидком кислороде и имела вытеснительную систему подачи топлива. О Шершевском также пишет В.Ф. Рахманин. По его словам, двигатели ОРМ-14 и ОРМ-15 были сконструированы А.Б. Шершевским. При этом ОРМ-14 имел камеру сферической формы, ОРМ-15 – коническую. Камеры сгорания были похожи на камеры двигателя Г. Оберта «Кегельдюзе». Нигде и никогда об этих модификациях двигателей ОРМ В.П. Глушко не упоминал. Однако этот факт свидетельствует о том, что в ГДЛ были хорошо знакомы с работами, которые проводились в Германии в 30-х годах Г. Обертом и другими немецкими инженерами.
Первый европейский жидкостный ракетный двигатель «Кегельдюзе»
Хорошо известно, что после того, как Г. Оберт вернулся в Румынию из Германии в 1931г., к нему дважды приезжали из СССР и приглашали переехать в СССР для работы по ракетной тематике. При этом обещали высокий оклад и хорошие условия работы. Единственной государственной организацией в то время, занимавшейся ракетной техникой, была ГДЛ в Ленинграде. Вероятно, туда и приглашался Г. Оберт. Однако он отказался. В энциклопедии Рынина рядом с Обертом была помещена фотография и справка о А.Б. Шершевском, как специалисте по ракетной технике и авторе немецкой книги «Ракета для езды и полета». Кроме этого, было хорошо известно, что А.Б. Шершевский был не только помощником Г. Оберта, но и переводчиком переписки Г. Оберта и Э.К. Циолковского. По данным энциклопедии Рынина, в 1913-1915гг. А.Б. Шершевский учился в Политехническом институте в Петрограде.
После 1919г. он оказывается в Берлине, где учится в Университете и Высшей технической школе. В дальнейшем он много писал о ракетах и принимал участие в работе германского общества. По некоторым источникам он был достаточно хорошо знаком с сотрудниками советского посольства. Можно вспомнить, что именно в это время в Германии работал будущий начальник ГДЛ И. Клейменов. После отказа Г. Оберта, приглашение для работы в Ленинграде, вероятно, получил А.Б. Шершевский. Довольно много о Шершевском написал в своей повести «Г. Оберт» Б. Раушенбах. Необходимо отметить, что Раушенбах не только сам встречался в молодости с А. Шершевским, но и многое узнал о нем от Г. Оберта. В личном плане Б. Раушенбах относился к А.Б. Шершевскому отрицательно. В. Рахманин и В. Соколов отмечают его высокую работоспособность и деловитость. После переезда ГДЛ в Москву в 1933г. А.Б. Шершевский остался в Ленинграде. Ему была предоставлена комната и работа в другой организации. Согласно А.Б. Раушенбаху, в 1936г. Шершевский был арестован органами НКВД. Его дальнейшая судьба неизвестна. То, что А.Б. Шершевский играл определенную роль на начальном этапе работ по ракетной технике в ГДЛ, свидетельствует тот факт, что он упоминается в книге Лангемака и Глушко «Ракеты, их устройство и применение», изданной в 1936г.
Ракета 30-х годов ХХ века
«В 1931г. отвечая на запрос секретаря ГИРДа об известных ему деятелях в области ракетного дела, К.Э. Циолковский писал: «В Германии – Г. Оберт, Вилли Лей, Роберт Ладеман, А.Б. Шершевский – это большие и серьезные работники ракетного дела. И Андренко и Кондратюк заслуживают внимания». (Б.И. Романенко «Юрий Васильевич Кондратюк». – М.: Изд. «Знание», 1988).
Примечание редактора:
Здесь вы можете получить в подарок интересную книжку «Космонавтика ХХ века». Ее авторы — историографы Д.И. Мант и С.Д. Мант. История без прикрас, события и люди, победы и поражения. Трудный путь человечества в Космос.