Основоположник ракетного двигателестроения в России академик Валентин Петрович Глушко родился 2 сентября 1908г. в Одессе. В юности Глушко начал интересоваться вопросами космонавтики и с 1923г. переписывался с К.Э. Циолковским. С 1924г. публиковал научно-популярные и научные работы по космонавтике. После окончания учебы в Ленинградском университете в 1929г. работал в Газодинамической лаборатории, где сформировал подразделение по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей. Работал в Реактивном Научно Исследовательском Институте.
23 марта 1938г. был арестован органами НКВД по ложному доносу, авторами которого были А.Г.Костиков, Л.С. Душкин и др. Вот как пишет об этом сын В.П. Глушко А. Глушко («Новости космонавтики» 19/20, 1998г.):
«Выдержки и протокола допроса от 5 июня 1938 г. (листы 21-23): Сохранена орфография подлинника.
«…Поскольку безрезультатная вредительская моя работа по реактивному двигателю в течение 3 лет становилась уже заметной и стала вызывать подозрение со стороны работников института Клейменов и Лангемак предложили мне сконструировать опытный образец для установки на проектируемых Королевым торпедах и ракетном планере..я в марте месяце, узнав о решении руководства института передать ракетный планер на летные испытания, решил эти намерения сорвать. С этой целью я передал Королеву некондиционную зажигательную шашку. При запуске, шашка к моменту пуска топлива не успела разогреться, вызвала взрыв, которым были вырваны питательные трубки двигателя…
… С тем, чтобы сорвать сдачу на вооружение РККА ракетных торпед, я посоветовал Королеву рассчитать ракету вместо отработанного ОРМ-65 под этот вредительский двигатель ОРМ-66.
Королев согласился со мною и сделал заказ в мастерской сразу на 4 экземпляра.
По изготовлении мастерскими этих моторов, они на испытаниях вследствие плохой конструкции охлаждения продолжительность работы имели всего 30 секунд, в то время, как для торпед она должна быть не менее 60 сек. В то же время мотор ОРМ-65, будучи установлен на одну из торпед, дал вполне положительные результаты. Таким образом, умышленно дав неверный совет Королеву в подборе типа двигателя для торпед, мной была сорвана своевременная их переработка с затратой больших сумм на их изготовление…». Хотелось бы отметить, что в данном протоколе В.Глушко оговаривает только себя, а С.Королева представляет не как соучастника, а как исполнителя его распоряжений. Выдержки из протокола допроса от 24 января 1939 г. (листы 31-33):«Начало допроса в 24 час.
Вопрос. Напрасно вы пытаетесь отрицать свое участие в антисоветской организации и проведенную вами вредительскую работу по ее заданию. Следствие достаточно имеет данных, чтобы вас в этом уличить.
Ответ. Прошу предъявить мне эти данные следствия, чтобы я мог их опровергнуть. В. Глушко (подпись допрашиваемого после каждого ответа. – Ред.) Вам зачитываются показания Королева Сергея Павловича.
Ответ. Показания Королева о моей принадлежности к антисоветской организации и участие в ее деятельности голословно. Прошу допросить меня на очной ставке с Королевым, чтобы я мог его уличить в клевете. В. Глушко.
Вопрос. В своих показаниях от 5 июня 1938 года вы показали, что с целью срыва сдачи на вооружение РККА ракетных торпед, вы дали указания участнику вашей организации Королеву рассчитывать ракету под вредительский двигатель ОРМ-66, уточните этот факт.
Ответ. От всех ранее данных мною показаний я отказываюсь как от вынужденных и не соответствующих действительности. Никакой вредительской работой я не занимался. Королеву я давал указания конструировать торпеду под двигатель ОРМ-66, ОРМ-65. Двигатели ОРМ-66 для торпед оказались непригодными, так как вопреки ожиданиям работали вместо 100 секунд около 15 секунд. ОРМ-66 не был вредительским, а наоборот, так как по имевшимся при его проектировании данным должен был обладать лучшей характеристикой чем ОРМ-65, так как обладал меньшим весом и немного большим объемом. В. Глушко»
Прекрасно чувствуется, под какими моральными и физическими пытками писались эти строки.
А 15 августа 1939г. Особое Совещание при Наркоме НКВД приговорило его к 8 годам исправительных трудовых лагерей, но впоследствии оставило для работы в техбюро — в «шарашке». Вначале его отправляют в Тушино на московский авиационный моторостроительный завод, где он занимался разработкой проекта вспомогательной установки ЖРД на двухмоторном самолете С-100 для форсирования маневров самолета. В 1941г. он направляется в Казань для продолжения работ. Под его руководством за период до 1944г. был создан целый ряд вспомогательных авиационных ЖРД: РД-1, РД-1Х3, РД-2 и РД-3 с насосной подачей азотной кислоты и керосина с регулируемой тягой и с максимальной тягой у земли от 300 до 900 кг. Эти двигатели прошли в 1943-46гг. наземные и летные испытания на самолетах Пе-2Р, Ла-7Р и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7. На этих самолетах была установлена авиационная ракетная установка С.П. Королева. Согласно письму Берия от 16 июля 1944г. на имя Сталина с просьбой о досрочном освобождении конструкторов за выполнение работ, имеющих важное оборонное значение, 2 августа 1944г. В.П. Глушко был освобожден и направлен в Германию вместе с С. П. Королевым с целью ознакомления с трофейной немецкой ракетной техникой. После изучения опыта промышленного производства ракетных двигателей в Германии В.П. Глушко продолжает работы по созданию отечественных ракетных двигателей, концентрируя свое внимание на создании двигателей для внутриконтинентальной и геофизической ракеты В-2-А. Одновременно читает лекции в МВТУ им. Баумана. В 1952-53гг. разрабатывает и проводит испытания ракетного двигателя РД-103 для внутриконтинентальной и геофизической ракеты В-5-В. В 1957г. В.П. Глушко разрабатывает ЖРД (жидкостно-реактивные двигатель) РД-107 и РД-108 соответственно для 1 и 2 ступеней межконтинентальных и космических ракет. Тогда же создан РД-214 для 1 ступени ракет- носителей «Космос» и «Интеркосмос».
4 октября 1957г. — начало космической эры, положенное выводом на орбиту ПЕРВОГО искусственного спутника Земли ракетой-носителем, разработанной ОКБ С.П. Королева с РД-107 и РД-108 конструкции Глушко. В 60-х годах Глушко продолжает разработку двигателей для боевых межконтинентальных ракет М.К. Янгеля и В.Н. Челомея. Из-за разногласий с С.П. Королевым, участие в создании лунной ракеты Н-1 не принимал. В 1974г. был назначен Генеральным конструктором ракетостроения вместо В.П. Мишина.
В 1996г. увидел свет коллективный труд по истории Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева, которая была создана в 1974г. В.П. Глушко. К великому удивлению тех, кто изучает историю космонавтики, на странице 288 читаем: «…проекты, изложенные В.П. Глушко на первом техническом совещании, были во многом иллюзорными и не содержали достаточных оснований для их практической реализации». Это высказывание в фундаментальном коллективном труде свидетельствует, что В.П. Глушко внутренне не располагал данными для должности Генерального конструктора ракетостроения СССР, не обладая даром предвидения и перспективы, которым отличался Сергей Павлович Королев.
В 1975-76гг. по решению политического руководства СССР в противовес американскому шаттлу начинается разработка и создание системы «Буран» — «Энергия». Первый запуск ракеты «Энергия»-«Буран» состоялся 15 мая 1987г. По ошибке последняя макетная ступень комплекса «Энергия» — «Буран» приводнилась в акватории Тихого океана.
После второго и последнего полета, осуществленного 15 ноября 1988г., «Буран» автоматически, в беспилотном режиме, точно приземлился на специальной взлетно-посадочной полосе космодрома. Система «Энергия-Буран» задумывалась прежде всего в оборонных целях, это было признано совершенно необходимым, а все остальные вопросы должны были отойти на второй план. Предполагалось, что ракета «Энергия» и ее ступени будет использоваться для запуска полезных грузов разной массы на различные орбиты. «Энергию» можно сравнить с американской ракетой «Сатурн-5», которая имела такую же грузоподъемность и обеспечила лунную программу США, или с нашей сверхтяжелой ракетой Н-1 (летные испытания которой были прекращены в 1974г). Сравнивать можно, но качественный уровень этих ракет совершенно другой. «Энергия» и «Сатурн-5» — ракеты разных поколений.
На разработку и построение системы «Энергия»-«Буран» ушло 13 лет и 14 млрд. рублей. Стоимость запуска «Бурана» — 350 миллионов рублей, а возвращенный на Землю «Буран» сам по себе стоил 140 миллионов, т.е. чистые расходы на запуск вылились в сумму — 210 миллионов. В связи с изменением политической обстановки в мире система, на которую было отдано столько сил и средств, не принесла ожидаемого экономического эффекта. На данный момент «Буран» выставляется на аукционе за 3 млн. долларов. Однако решение целого ряда инженерно — конструкторских проблем при создании системы «Буран»-«Энергия» является заслугой В.П. Глушко, и его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся создателей космической техники в начале космической эры человечества. Надо честно признать, что в отдельные моменты истории становления космической техники вклад Валентина Петровича Глушко был не менее, а иногда даже и более значим, чем вклад С.П. Королева. Во многих публикациях проблема разногласий двух гениальных конструкторов описывается с различными акцентами. В большинстве случаев акцент ставится на личностно-субъективные моменты. Вероятно, дело совсем в другом. Будучи без сомнения высоконравственными и порядочными людьми, эти ученые и конструкторы кардинальным образом различались в методологии создания ракетно-космической техники. С.П. Королев и его школа рассматривали задачу создания нового, как первостепенное, а технологическая проработка и доводка до серийно отлаженного изготовления перекладывалась на другие организации. В.П. Глушко, наоборот, отличала детальнейшая предварительная проработка проблемы и скрупулезная технологическая доработка новых проектов. Впрочем, в двигателестроении это единственно возможный подход.
8 апреля 1988г. В.П. Глушко серьезно заболел и, к сожалению, запуск «Бурана» видел только по телевидению.
Валентин Петрович Глушко скончался 10 января 1989г.
Из книги Я. Голованова «Заметки вашего современника» (Изд. «Доброе слово» М.2001): «Глушко вопреки христианским обычаям завещал разделить свой прах — часть отправить на Луну, часть замуровать в Кремлёвской стене. В МОМе спросили: «А он деньги на лунную ракету оставил?» и спустили этот вопрос на тормозах. А сегодня тихо, без речей, урну с прахом мятежного Валентина Петровича похоронили на Новодевичьем кладбище. Жил в суетной гордыне и умер в суете».